Учебный план на 2020-21 учебный год

Принято на педагогическом совете:

Утверждаю:
Директор
ГБОУ
СО
«Красноуфимская школа- интернат»
_______________ /Емельянова Л.В./
Приказ № 70 ОД от 01.09. 2020г.

Протокол № 2 от 31. 08.2020г

Учебный план

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Красноуфимская школа- интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»

на 2020-2021 уч.год

2020г.
1

Учебный план на 2020-2021учебный год
Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования обучающихся (далее
учебный план) Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа- интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(далее ГБОУ СО «Красноуфимская школа- интернат») рассматривается как
важнейший нормативный документ, регламентирующий организацию
образования обучающихся: обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения). Учебный план
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
Учебный план разработан на основании следующих документов:
-Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской
Федерации" N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов 07.05.2013 ФЗ-99,
23.07.2013 №203-ФЗ);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
-ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ №1599 Минобрнауки России от 19.12.2014 года)
-Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.(
СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от
10 июля 2015г. №26 ;
-Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации
и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также
детей – инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» от 23.04.2015года
№ 270-ПП
2

-Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении
учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к
использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;
-Устав ГБОУ «Красноуфимская школа- интернат», (утверждён приказом
Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области
от 10.01.2020г № 20-Д),
-Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО
«Красноуфимская школа- интернат»;
-Локальные акты ГБОУ СО Красноуфимская школа- интернат».
Учебный план ГБОУ СО «Красноуфимская школа- интернат»:
-представляет собой целостный документ, отражающий особенности
адаптированной основной общеобразовательной программы
ГБОУ СО
«Красноуфимская школа- интернат», учебных программ образования;
-ориентирован на формирование у обучающихся единой картины мира,
нравственных основ личности;
-обеспечивает право обучающихся на получение образования, коррекцию
отклонений в развитии, психолого – педагогическую и медико – социальную
реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья,
добровольность выбора
трудовой подготовки; защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их
психического и физического здоровья; преемственность образовательных
программ между классами;
-отражает
приоритеты развития образовательного пространства
Свердловской области;
-определяет количество часов на учебные дисциплины.
Учебный план соответствует целям
деятельности бюджетного
учреждения :
1) образовательная деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам - основная цель деятельности
Учреждения;
2) создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в
развитии, психолого-педагогическую, медико-социальную реабилитацию,
полноценную социализацию и интеграцию в общество обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
3) создание комплекса условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
В 2020-21 учебном году в образовательном учреждении реализуется
адаптированная основная общеобразовательная программа обучающимися
2-9 классов.
Учебный план обучающихся 3-9 классов (в соответствии с ФГОС с
УО) включает 7 обязательных предметных областей:
3

1.Язык и речевая практика,
2.Математика,
3.Естествознание,
4.Человек и общество,
5.Искусство,
6.Физическая культура,
7.Технологии.
Обязательные предметные области учебного плана, основные
задачи реализации содержания предметных областей (в соответствии с
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
1 этап (2020-2021уч.год) 3класс- 4 класс
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение , Речевая практика.
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и
письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике
получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков
устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации
содержания: Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека.
Основные задачи реализации содержания:
4

Мир природы и человека. Формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование
умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для
решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения
отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности;
воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура. Основные задачи реализации
содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.
Предметная область «Технологии».
Учебные предметы: Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания: Ручной труд. Овладение
элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и
навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к
трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности
выбора доступной профессии.
5

Трудовое обучение в дает возможность обучающимся овладеть
элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками.
Содержание трудового обучения в IV классе является переходной ступенью
от ручного труда к допрофессиональному.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся,
а
также
индивидуальных
потребностей
каждого
обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для внеурочных занятий с целью изучения
отдельных учебных предметов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений во 2- 4
классах представлена следующими учебными предметами:
- Занимательный труд;
- Занимательная грамматика;
- Занимательная математика .
Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
2020-2021 уч.год (3-4 классы)
Образовательные области
Классы
3кл
4кл
Обязательная часть
Язык и речевая практика 1.1.Русский язык
3
3
1.2.Чтение
4
4
1.3.Речевая практика
2
2
2. Математика
Естествознание
4. Искусство
5. Физическая культура

Математика
3.1.Мир природы и
человек
4.1. Музыка
4.2. Рисование
5.1.
Физическая
культура
6.1. Ручной труд

6. Технологии
Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений

участниками
6

4
1

4
1

1
1
3

1
1
3

1
20
3

1
20
3

Занимательная математика
Занимательная грамматика
Занимательный труд
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Всего:

1
1
1
23

1
1
1
23

23

23

«Коррекционно-развивающая область» представлена ритмикой,
ЛФК и коррекционными занятиями (развитие психомоторики и сенсорных
процессов, логопедической коррекцией, игротерапией).
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства
ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедическая коррекция. Формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности,
формирование
семантических
полей.
Развитие
и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Развитие психомоторики и сенсорных процессов . Формирование
учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных
процессов.
Гармонизация
психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в
семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе,
формирование и развитие навыков социального поведения.
Игротерапия. Создание условий для психического и личностного роста
обучающегося;
регулирование
эмоционального,
нравственноповеденческого и дугих свойств психики, формирование и развитие
коммуникативных умений и навыков содержательного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми,
Недельный план коррекционно-развивающих занятий обучающихсяс умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
2020-2021 уч.год (3-4 классы)
Коррекционно-развивающая область:
Классы
3кл
1

1. Ритмика
7

4кл
1

2. Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
3. Логопедическая коррекция
4. ЛФК
5.Игротерапия
Всего:

.

1

1

2
1
1
6

2
1
1
6

Внеурочная деятельность
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
общеобразовательной организации. Образовательная
организация
предоставляют обучающимся возможность выбора занятий, направленных
на их развитие.
Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Красноуфимская школаинтернат» организуется по направлениям: художественно- эстетическое
направление, спортивно- оздоровительное направление , духовнонравственное направление, социально- педагогическое направление (4 часа)..
Основная цель внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Красноуфимская
школа- интернат» является создание условий для достижения обучающегося
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с
умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в
свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в
комфортной
развивающей
среде,
стимулирующей
возникновение
личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и
педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для
успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение
обучающимися с
умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного
отношения к
базовым ценностям,
приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература,
природа, человечество.

8

Недельный план внеурочной деятельностио обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
2020-2021 уч.год (3-4 классы)
Внеурочная деятельность:
Классы
3кл
4кл
Художественно-эстетическое
1
1
направление
Духовнонравственное
1
1
направление
Социальнопедагогическое
1
1
направление
Спортивно-оздоровительное
1
1
направление
Всего :
4
4
Обязательные предметные области учебного плана, основные
задачи реализации содержания предметных областей (в соответствии с
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2 этап: 5-9 классы
Предметная область «Язык и речевая практика».
Русский язык.
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение).
Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Предметная область «Математика».
Учебные предметы: математика и информатика.
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями,
решением арифметических задач и другими). Овладение способностью
пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры в различных видах практической
деятельности).
Развитие
способности
использовать
некоторые
9

математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о
компьютерной грамотности.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: природоведение, биология, география.
Природоведение.
Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний
в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Биология.
Формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека
и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение
приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, ухода за своим организмом;
использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем.
География.
Усвоение элементарных знаний по физической и экономической
географии России. Формирование элементарных представлений о географии
материков и океанов. Расширение географических представлений о родном
крае.
Предметная область «Человек и общество»
Учебные предметы: основы социальной жизни, мир истории. история
Отечества.
Основы социальной жизни.
Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности
более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности
жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и
семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в
воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании правильного уклада
семейных отношений.
Мир истории.
Формирование первоначальных временных исторических представлений.
Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни
отдельного человека и общества.
История Отечества.
Формирование представлений о наиболее значимых исторических
событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах
10

народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения
своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: рисование, музыка.
Рисование.
Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач. Развитие художественного
вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты
как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.
Предметная область «Технологии».
Профильный труд.
Учебные предметы трудового профиля: штукатурно- малярный труд,
швейное дело, сельско-хозяйственный труд, столярное дело.
Данные учебные предметы осуществляется исходя из региональных
условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на
основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку
обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Основные задачи реализации содержания:
11

Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных
сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы
и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и
взаимопомощи.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда
осуществляется в процессе трудовой практики, соответствует требованиям
санитарных нормам и правил.
При проведении занятий по трудовому обучению класс делится на 2
подгруппы. При делении на группы для профессиональной подготовки
учитывается классификация детей по М.С.Повзнер, Мирскому, клиникоэтилогическая характеристика, статус обучающегося, профиль трудового
обучения для девочек и мальчиков.
Трудовая практика проводится по окончанию учебного года на базе
ГБОУ СО «Красноуфимская школа- интернат». В 6 классе практика
составляет 6 дней, в 7 классе-8 дней, в 8,9 классах 10 дней.
Трудовое обучение имеет немаловажное значение для формирования у
обучающихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены,
культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства,
бытового труда.
Недельный учебный план общего образования обучающихсяс
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
2020-2021 уч.год (5классы-9 классы)
Предметные
области

Классы
Учебные предметы

Обязательная часть
1.Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное
чтение)
2.Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3.Естествознание 3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3.География
4.Человек и
4.1.Мир истории
общество
4.2.Основы
социальной жизни
4.3.История
Отечества

Количество часов в неделю
5а

5б

6

7а

7б

8а

8б

9а 9б

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4
2

4
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

4
2
2
2

4
2
2
2

2

2

2

2

2

2

1

1

4
2
2
2
1

-

-

-

-

-

12

5.Искусство

5.1.Рисование

2

2

-

-

-

-

-

-

-

6.Физическая
культура
7.Технология

5.2.Музыка
6.1.Физическая
культура
7.1.Профильный труд

1
3

1
3

3

3

3

3

3

3

3

6/6 6/6 6/6

7

7

8/8 8/8

8

8

2/2 2/2 2/2

2

2

4/0 4/0

4/0

2/2 2/2 2/2

2

2

0/4 0/4

0/4

Штукатурномалярное дело
Сельскохозяйственный труд
Швейное дело
Столярное дело
Итого
Практика (дней)

2/0 2/0 2/0 3/0 3/0 4/0 4/0
4/0
0/2 0/2 0/2 0/3 0/3 0/4 0/4
0/4
27 27 28 30 30 31 31 31 31
6
8
8 10 10 10 10

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в части
учебного плана, формируемыми участниками образовательных отношений,
введены предметы трудового профиля: цветоводство (7а класс),
керамическая плитка (7б класс), штукатурно- малярный труд, швейное дело,
сельско-хозяйственный труд, столярное дело (9 классы ), культура речи-5
класс.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
представлено
следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика",
"Коррекционные
занятия
(логопедические
и
психокоррекционные)"Психологический практикум».
Коррекционный курс "Ритмика".
Основные задачи реализации содержания:
Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или
пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция
общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие
навыков участия в коллективной творческой деятельности.
Коррекционный курс "Логопедические занятия".
Основные задачи реализации содержания:
Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря,
уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя
речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи
(чтения и письма).
Коррекционный курс «Психологический практикум».
Основные задачи реализации содержания:
13

Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических
и
интеллектуальных
процессов.
Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии,
сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение
определено исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании
рекомендаций ПМПК и ИПР инвалида. На реализацию коррекционноразвивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества
часов, предусмотренных на коррекционные занятия.
Коррекционный характер образовательной деятельности строится с
учетом особенностей здоровья обучающихся, направлен на выявление и
использование потенциальных возможностей обучающегося, развитие его
познавательной деятельности и социальную адаптацию, является
максимально индивидуализированным как в части отбора содержания
образования, так и в части организации образовательного процесса.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия комплектуются
с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений, а занятия ЛФК в соответствии с медицинскими показаниями
Таким образом, коррекция общих и индивидуальных недостатков
развития обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы ГБОУ СО
«Красноуфимская школа-интернат» как в учебное, так и во внеурочное
время.
Недельный план коррекционно-развивающих занятий обучающихсяс
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
вариант 1 (5 классы-9 классы)
Классы 5а 5б 6 7а 7б 8а 8б 9а 9б
Коррекционно- развивающая область
6
6
6
6
6
6 6 6 6
(коррекционные занятия)
Логопедические занятия
2
2
2
1
1
1 1 1 1
Психологический практикум
1
1
1
2
2
2 2 2 2
Ритмика
1
1
1
1
1
1 1 1 1
ЛФК
1
1
1
1
1
1 1 1 1
Развитие психомоторики и сенсорных
1
1
1
1
1
1 1 1 1
процессов
Внеурочная
деятельность предполагает следующие направления:
спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в
14

таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки,
секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т.д.
Недельный план внеурочной деятельностио обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
5 классы-9 классы (2020-2021 уч.год):
Классы

Внеурочная деятельность
Спортивно- оздоровительное
направление
Социально- педагогическое
направление
Духовно –нравственное направление
Художественно-эстетическое
направление

5а
4
1

5б
4
1

6
4
1

7а
4
1

7б
4
1

8а 8б 9а 9б
4 4 4 4
1 1 1 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

Начало и продолжительность учебного года и каникул
устанавливаются в соответствии с годовым календарным учебным
графиком ГБОУ»Красноуфимская школа- интернат».
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: III-IX
классы – 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом
календарном учебном плане предусмотрены равномерно распределенные
периоды учебного времени и каникул (четверти), в течении недели для
обучающихся предусмотрен облегченный учебный день в среду или четверг.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся
устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной
образовательной
нагрузки
согласно
действующему
СанПиНу2.4.2.3286-15).
Продолжительность учебных занятий в III-IX классах – 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, перемены после 2-го урока – 20минут, после 3 урока-20 минут, на
которых проводятся динамические паузы.
По всем основным задачам реализации содержания предметных
областей разработаны и утверждены рабочие программы, составленные на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

15

Обеспеченность учебниками.
Обеспеченность учебной литературой осуществляется за счет
библиотечного фонда образовательного учреждения.
Кадровые условия.
В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные
работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для
каждой занимаемой области, который соответствует квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных
потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый
уровень образования и квалификации.
В реализации АООП участвуют иные работники организации, в том
числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану
жизни и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП.
Организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной
квалификации,
ведения
методической
работы,
применения, обобщения и распространения опыта использования
современных образовательных технологий обучения и воспитания
(семинары, методические конференции, заседания МО и т.д.)
Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать
образовательные организации, на основании заключения медицинской
организации
и
письменного
обращения
родителей
(законных
представителей) обучение организуется на дому, по индивидуальному
учебному плану.
Кадровое обеспечение организации предполагает междисциплинарный
состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные
работники), компетентных в понимании особых образовательных
потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую
медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.
Работу с обучающимися осуществляют в тесном сотрудничестве:
классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог,
учителя-предметники, воспитатель.
Материально – техническая база
Материально-техническая база реализации АООП соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда работников организаций.
Организация обеспечивает отдельные специально оборудованные
помещения для проведения занятий с педагогом-психологом, учителемлогопедом, дефектологом и другими специалистами, отвечающие задачам
16

программы коррекционной работы психолого-медико- педагогического
сопровождения обучающегося.
Организация имеет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации
АООП.
Организация обучения по адаптированным основным
общеобразовательным программам на дому
является формой получения образования и организуется по следующим
программам: адаптированная основная общеобразовательная программа для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),( вариант 1); адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью), (вариант 2)
Образование детей на дому осуществляется в отношении детей, которые по
состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать
образовательное учреждение. Основанием для организации образования на
дому является заявление родителей (законных представителей) и заключение
клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения
(больницы, поликлиники).
С целью реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения права
каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере
образования необходимо при определении учебной нагрузки детям,
находящимся на индивидуальном обучении на дому руководствоваться
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Нормативно-правовой основой организации индивидуального обучения на
дому является постановление Правительства Свердловской области от 23
апреля 2015 года N 270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и
оформления
отношений
государственной
и
муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов
в
части
организации
обучения
по
основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области».
Целью учебного плана индивидуального обучения на дому является
создание условий для получения обучающимся доступного качественного
образования в рамках реализации АООП, в соответствии с его
17

образовательными потребностями. Индивидуальный учебный план
определяет: перечень учебных предметов, обязательных к изучению всеми
обучающимися
образовательного
учреждения,
реализующих
Адаптированную основную образовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1. В индивидуальном учебном плане количество часов,
определенное на изучение каждого учебного предмета, может быть меньше
либо больше количества часов, предусмотренного учебным планом на
изучение этих предметов.
Распределение часов по предметам осуществляется в пределах
установленной недельной нагрузки. В индивидуальном учебном плане
отражено недельное распределение часов. Продолжительность учебного года
регламентируется календарным учебным графиком.
Организация образовательного процесса обучающихся, по состоянию
здоровья
не
посещающих
общеобразовательное
учреждение,
регламентируется расписанием для конкретного обучающегося, которое
утверждается директором ГБОУ СО «Красноуфимская школа- интернат».
Реализация образовательных программ осуществляется с учѐтом характера
течения заболевания ребѐнка, медицинских заключений. Общее количество
часов для обучающихся 3-8 классов - 9 часов, выпускников 9 класса- 11 часов
в неделю.
По желанию обучающихся и их родителей (законных представителей),
дети могут посещать внеклассные мероприятия.
Промежуточная аттестация детей-инвалидов и детей, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение и
обучающихся по индивидуальным учебным планам, сроки проведения
промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом
и утверждаются приказом директора школы. Выбор вариантов проведения
занятий зависит от особенностей психофизического развития и
возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей
эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций
медицинского учреждения. Каникулы устанавливаются в соответствии со
сроками, действующими в ОУ.
Индивидуальный учебный план включает обязательные предметные
области, содержание приспособлено к возможностям обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, а также индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия. Выбор коррекционных курсов и их
количественное
соотношение
определяется,
исходя
из
психофизиологических особенностей обучающегося. Осуществление
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии).
18

Еще одной особенностью организации образовательного процесса
индивидуального обучения на дому является обязательное включение в
деятельность родителей обучающихся. Это особенность реализуется через
согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута,
формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка,
создание системы индивидуального консультирования, организация
самостоятельной работы обучающегося
Недельный учебный план общего образования (вариант 1) для
обучающихся с умственной отсталостью
индивидуального обучения на дому (3 -4 классы)
на 2020-2021 учебный год
Образовательные области

Учебные предметы

1. Язык и речевая

1.1 .Русский язык

практика

1.2.Чтение

3
4
класс класс
1
1
2

2

1.3.Речевая практика

0,5

0,5

2. Математика

2.1.Математика

1,5

1,5

3. Естествознание

3.1. Мир
человека

0,5

0,5

4. Искусство

4.1. Музыка

0,5

0,5

4.2. Рисование

0,5

0,5

природы

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

6. Технологии

6.1. Ручной труд

Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Логопедическая коррекция

и

1
0,5
0,5
0,5

1
0,5
0,5
0,5

9
9
Итого часов часов

19

Недельный учебный план общего образования (вариант 1) для
обучающихся с умственной отсталостью
индивидуального обучения на дому (5 -9 классы)
на 2020-2021 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть
1.Язык и речевая
1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2.Математика
2.1.Математика

5

Классы
6
7
8

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

-

4.Человек и общество

2.2. Информатика
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3.География
4.1.Мир истории

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5.Искусство

4.2.Основы социальной
жизни
4.3.История Отечества
5.1.Рисование

0,5

-

0,5
-

0,5
-

0,5
-

6.Физическая культура

5.2.Музыка
6.1.Физическая культура

0,5
1

1

1

1

1

7.Технология

7.1.Профильный труд
1,5

1,5

1,5

1,5

3

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
9

0,5
9

0,5
0,5
0,5
9

0,5
0,5
0,5
9

0,5
1
0,5
11

3.Естествознание

Сельско-хозяйственный
труд
Коррекционно- развивающая область
(коррекционные занятия)
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Психологический практикум
Внеурочная деятельность: ОБЖ
Всего к финансированию

20

0,5
-

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
-

0,5
0,5
-

0,5
0,5
-

Основные задачи реализации содержания (вариант 2):
Математические представления
Формирование элементарных математических представлений о форме,
величине, количественных, пространственных и временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту задач.
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом
обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Окружающий природный мир
Основными
задачами
программы
являются:
формирование
представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и
животном мире.
Окружающий социальный мир
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает
формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Музыка и движение
Педагогическая работа с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) направлена на его социализацию и
интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе
является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и
умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами.
У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к
подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача
педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку
научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его
отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых
произведений.
Изобразительная деятельность
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной
деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная
координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют
21

возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности
или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить
выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в
этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что
некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти,
карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки
штампами. Разнообразие используемых техник делает работы детей
выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных
эмоций.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира
является чувственный опыт человека. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. У обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль
развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)наиболее
чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому
педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного
воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Предметно-практические действия
Формирование
разнообразных
видов
предметно-практической
деятельности. Освоение простых действий с предметами и материалами;
умение следовать определенному порядку при выполнении предметных
действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности как
необходимой
основой
для
самообслуживания,
коммуникации,
изобразительной, трудовой и бытовой деятельности.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью
человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной
жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
имеются
нарушения
опорно-двигательных
функций,
значительно
ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и
развитию способности к движению и функциональному использованию
двигательных навыков является целью занятий.
Недельный учебный план общего образования (вариант 2)
22

для обучающихся с умственной отсталостью (3-4 классы)
на 2020-2021 учебный год
3класс

4 класс

Предметные области Учебные
предметы
1. Язык и речевая
1.1 Речь и альтернативная

1

1

практика
2. Математика

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
1

0,5
1

4.3 Окружающий

0,5

0,5

социальный мир
5.1. Музыка и движение

0,5

0,5

5.2. Изобразительная

1

1

деятельность
6.1. Адаптивная
физкультура

0,5

0,5

1
1
0,5
0,5
9

1
1
0,5
0,5
9

3. Естествознание
4. Человек и
общество

5.Искусство

6. Физическая
культура

коммуникация
2.1.Математические
представления
3.1.Окружающий
природный мир
4.1 Человек
4.2.Домоводство

Коррекционные занятия
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
итого

Учебный план обучения на дому с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью в 6-9 классах (2 вариант) составлен на основе базисного
учебного плана для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровьях детей (Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п)
"Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии»

23

Недельный учебный план общего образования (вариант 2) для
обучающихся с умственной отсталостью (5 классы)
на 2020-2021 учебный год
5 класс
Предметные области

Учебные

практика
2. Математика

предметы
1.1 Речь
и альтернативная
коммуникация
2.1.Математические

3. Естествознание

представления
3.1.Окружающий

0,5

природный мир
4.1 Человек

0,5

4.2.Домоводство

1

4.3 Окружающий

0,5

социальный мир
5.1. Музыка
и движение

0,5

1. Язык и речевая

4. Человек и
общество

5.Искусство

5.2. Изобразительная
6. Физическая

деятельность
6.1. Адаптивная

культура

физкультура

Коррекционно- развивающие занятия

0,5

0,5

1
0,5

0,5

Коррекционные занятия
1. Сенсорное развитие

1

2. Предметно-практические действия

1

3. Двигательное развитие

0,5

4. Альтернативная коммуникация

0,5

итого

9

24

Недельный учебный план обучения на дому
с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью на 2020-2021ч.год
(6-9 классы)
Учебные предметы
Чтение
Письмо
Математика
Музыка, пение
Изобразительное искусство
Человек и общество
Мир растений
Мир животных
Человек
Физическая культура
Хозяйственно -бытовой труд
Ремесло
Развитие устной речи на основе
изучения предметов и явлений
окружающей действительности
Социально-бытовая ориентировка
Занятия по выбору и факультативные
занятия
- логопедические
Развитие
психомоторики
и
сенсорных процессов
Общее количество часов

6кл

7кл

8кл

9кл

0,75
1
1
0,25
0,5
0,5
0,5
2

0,75
0,75
0,75
0,25
0,5
0,25
0,25
0,5
0,5
2,5

0,75
0,75
0,75
0,25
0,5
0,25
0,25
0,5
0,5
2,5

1
0,5
0,5
0,25
0,25
0,5
0,5
0,5
1
4

0,5

-

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

9

9

9

11

Устанавливается следующая продолжительность учебного года для
обучающихся III-IV классов, реализующих II вариант АООП– 33 учебные
недели.
Для обучающегося на дому (2 вариант) в зависимости от состояния
здоровья на одного обучающегося 3-8 классов отводится
до 9 часов в
неделю, 9 класса – до 11 часов. Учебный год для обучающихся 3-4 классов 33 недели.
Таким образом, данный учебный план позволяет реализовать цель
деятельности ГБОУ СО «Красноуфимская школа- интернат»– создание
комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии,
психолого –педагогическую и медико – социальную реабилитацию и
интеграцию в общество обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, создание комплекса условий, обеспечивающих получение
качественного образования
25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».