занимательная грамматика 1-4

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Красноуфимская школа-интернат», реализующая
адаптированные общеобразовательные программы

Рассмотрено
Педагогический совет
Протокол №1
«30» августа 2024 г.

Утверждено
Директор
__________________/Емельянова Л.В/
Приказ №109/ОД от 30 августа 2024 г.

Рабочая программа
учебного курса «Занимательная грамматика»
для обучающихся 2-4 классов

Учителя начальных классов:
Белослудцева Н.П., кв. к.: высшая
Семёнова Нина Викторовна.,кв.к.: первая
Кузнецова Дарья Сергеевна., кв. к.: первая

д.Озерки, 2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Занимательная грамматика» составлена

на основе

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
В соответствии с частью 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6(2)
пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2022, N 46, ст. 8024),
-Федеральный закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»№273-ФЗ (в ред.Федеральных законов от 07.05.2013 г №99-ФЗ, от 23.07.2013 г
№203-ФЗ);
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),утверждённый приказом
Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г;
-Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО «Красноуфимская
школа-интернат», Приказ №58/ОД от 01.09.2023г.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4
классов, под редакцией И.М. Бгажноковой; М. :Просвещение ,2011г.;
-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
подготовительный, 1 -4 классы, под ред.В.В. Воронковой; 8-е издание.-М.: «Просвещение»,
2013г;
-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 30 августа 2013 г.№1015;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на учебный год;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Устав государственного бюджетного ного образовательного учреждения Свердловской
области «Красноуфимская школа-интернат», реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы, утверждённый приказом Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 10.01. 2020 г.
Содержание программы направлено на формирование грамотности и коммуникативной
компетентности обучающихся. Русский язык является для обучающихся основой всего
процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания
по русскому языку, а так же познакомить с понятиями, которые остаются за пределами
изучения школьной программы, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод
скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому
языку на разных ступенях обучения.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей курса:
Задачи программы:
-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-развитие мотивации к изучению русского языка;
-развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как
обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности,
учитывая индивидуальные способности каждого обучающегося.
Занятия способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка
материала, более полному его усвоению. Программа направлена на формирование
общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение

кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к
великому русскому языку.
На курс «Занимательная грамматика» отводится 34 часа.1 ч. в неделю. Программа
рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 2-4 классах. Курс
изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Освоение детьми программы «Занимательная грамматика» направлена на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения АООП УО относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать,
- характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
- умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться целях, задачах, средствах условиях общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия
в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Планируемые результаты освоения программы «Занимательная грамматика»
2 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
предметные результаты
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка
или восклицательный знак).
предметные результаты:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
4 класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
предметные результаты
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
Реализация модуля «Школьный урок»
Развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре
;ориентация на
развитие
целостного, социально
ориентированного взгляда
на
мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур, религий ;развитие этических
чувств(доброжелательность,
сочувствие,
сопереживание, отзывчивость,
совесть и
др.); понимание
чувств
одноклассников,
собеседников;
сочувствовать
другим людям, сопереживать
(в радости, горе и др.). Понимание содержания собственных поступков
и
поступков
окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности
языка, анализ пейзажных зарисовок
и репродукций картин и др.; ориентация на
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
Основные требования к уровням подготовки обучающихся к концу 2 класса
Минимальный уровень::
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Достаточный уровень:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ
слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими
и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2 класс «Путешествия по Стране Слов»
Содержание занятий.
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир
без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи
нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета».
Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные
слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок,
прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою
волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое»,
«Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников».
Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём.
Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка
слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры
«Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое
путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А».
Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в
произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова
из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи
Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку
художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о
том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились
первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и
работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое
декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди
другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа
«Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок.
Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова.
Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы.
Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.
Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.
Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс
знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова
«Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова –
синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ
учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил).
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов
и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о
родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так
родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов.
Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ
учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на
память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами
синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Календарно-тематическое планирование.
№

Тема занятия

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

В мире безмолвия и неведомых звуков.
В Страну Слов. Первые встречи.
К тайнам волшебных слов.
К тайнам волшебных слов.
Выбор друзей в Стране Слов.
К несметным сокровищам Страны Слов.
Чудесные превращения слов.
В гости к Алфавиту.
В гости к Алфавиту.
К тайнам звуков и букв.
Встреча с Радугой

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

В Страну Говорящих Скал.
В глубь веков на машине времени.
В Королевстве ошибок.
В Страну Слогов.
Неожиданная остановка в пути.
В удивительном городе Неслове. 09//01
Чудеса в Стране Слов
Чудеса в Стране Слов
К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
На карнавале слов
На карнавале слов
В Театре близнецов.
Конкурс знатоков.
Новое представление.
Необычный урок.
Следопыты развлекают гостей
В Клубе весёлых человечков.
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Экскурсия в прошлое.
Полёт в будущее.
Итоговое занятие

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

3 класс
Основные требования к уровням освоения программы обучающисяся к концу 3 класса

Минимальный уровень:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды
пересказа.
Достаточный уровень:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
«Секреты орфографии»
Содержание занятий.
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол,
медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок –
«напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое
письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?
Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».
Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева
«Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим
дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие
«одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква –
помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де
Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные
упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции.
Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто
последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со
словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные
упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь
слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по
составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик».
Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для
развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова».
«Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со
словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина.
Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения.
Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые
трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний».
Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в
лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем.
Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые
гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные
упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные
упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Как обходились без письма?
Древние письмена.
Как возникла наша письменность?
Меня зовут Фонема.
Меня зовут Фонема.
Для всех ли фонем есть буквы?
Для всех ли фонем есть буквы?
Для всех ли фонем есть буквы?

Кол-во часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

9
10
11

«Ошибкоопасные» места.
Тайны фонемы.
Опасные согласные.

1ч
1ч
1ч

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Опасные согласные.
На сцене гласные.
«Фонемы повелевают буквами».
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые.
Правила о непроизносимых согласных.
Правила о непроизносимых согласных.
Волшебное средство – «самоинструкция».
Волшебное средство – «самоинструкция».
Строительная работа морфем.
Где же хранятся слова?
Где же хранятся слова?
Поговорим о всех приставках сразу.
Поговорим о всех приставках сразу.
Слова – «родственники».
Слова – «родственники».
Кто командует корнями?
Кто командует корнями?
Кто командует корнями?
«Не лезьте за словом в карман!»
«Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни.
Итоговое занятие

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

4 класс
Основные требования к уровням освоения программы обучающихся к концу 4 -го
класса
Минимальный уровень:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи .
Главные члены предложения.
Состав слова.
Достаточный уровень:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
«Занимательное словообразование»
Содержание занятий.
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного
творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.
Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление
тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом
Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.
Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –
загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным
корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над
стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из
стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В.
Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную
тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов.
Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение
неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы».
Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и
шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в
слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.
Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В.
Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов.
Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра
«Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений»
в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их
смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни
пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.
Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.
Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.
Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры,
направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная
игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений
для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и
произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о
словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в
своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».
Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и
логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая
игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».
Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятия
п/п

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Сказочное царство слов .
Путешествие в страну Слов.
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.
Чудесные превращения слов.
В гостях у слов- родственников.
В гостях у слов- родственников.
Добрые слова.
Добрые слова.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова
Новые слова в русском языке.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1чч
1ч

12
13
14
15
16

Новые слова в русском языке.
Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.
Синонимы в русском языке.
Слова- антонимы

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Слова- омонимы.
Крылатые слова.
В королевстве ошибок.
В королевстве ошибок.
В стране Сочинителей.
В стране Сочинителей.
Искусство красноречия.
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
Трудные слова.
Анаграммы и метаграммы.
Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы.
Шарады и логогрифы.
Откуда пришли наши имена.
Занимательное слообразование.
КВН по русскому языку.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Контрольные параметры оценки. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ; допускает единичные
ошибки;
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и последовательно; 2) не умеет достаточно
глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает
материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого;
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал, не использует помощь учителя. Оценка "2" отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению
последующим материалом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».