МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
(ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат»)
РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 27.08.2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор ГБОУ СО
«Красноуфимская школа-интернат»
_______________/Л.В.Емельянова/
Приказ №136-ОД от 27.08.2025 г.
Учебный план
3-го этапа обучения X-XII классов
на 2025-2026 учебный год
Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с нарушением интеллекта
д. Озерки, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» (далее - учебный план)
для обучающихся X – XII классов, реализующих ФАООП УО (вариант 1, 2), Приказ «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) №1026 от
24.11.2022 г. (ред. от 17.07.2024 г.) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план является частью образовательной программы, разработанной в
соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599, с учетом Федерального закона
от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона
о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 8 августа 2024 г. N 315-ФЗ (вступил в силу с 01.03.2025 (статья 2), письмом
Министерства образования Свердловской области от 18.04.2025 г. №02-01-81/6173 «О
направлении методических рекомендаций» (по итоговой аттестации обучающихся с
нарушением интеллекта, получающих образование по адаптированной основной
общеобразовательной программе), Устава ГБОУ СО «Красноуфимская школа- интернат»
(утвержден приказом Министерства образования и молодѐжной политики Свердловской
области от 10 января 2020г. № 20-Д ), и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Недельный учебный план представляет 3-й этап обучения: X – XII классы.
Учебный год начинается 01.09.2025 г. и заканчивается 29.05.2026 г.
Продолжительность учебного года в 10-12-х классах – 34 учебных недели с учетом
итоговой аттестации в 12-х классах.
Учебные занятия для учащихся 10-12 классов проводятся по 5-ти дневной учебной
неделе.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 10-12 классов не более 7 уроков и один раз в неделю 8 уроков за
счет урока физической культуры включая подготовку к ИА.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности
либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем
количестве, чем в остальные дни недели.
В учебном плане выделено:
- в 10 классе – 30 часов в неделю;
- в 11 классе – 30 часов в неделю;
- в 12 классе – 30 часов в неделю.
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при
пятидневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
В ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» языком обучения является русский
язык.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2-4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40
минут.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается
чередование
периодов
учебного
времени
и
каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов и обязательных предметных областей.
Учебный план ФАООП УО (вариант 1) обеспечивает подготовку обучающихся 10 –
12-х классов по следующим областям знаний: Язык и речевая практика; Математика;
Человек и общество; Физическая культура; Технология.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметами:
- Русский язык;
- Литературное чтение;
- Математика;
- Информатика;
- Основы социальной жизни;
- Этика;
- Обществоведение;
- Адаптивная физическая культура;
- Труд (технология).
Учебный план ФАООП УО (вариант 2) обеспечивает подготовку обучающихся 10 –
12-х классов по следующим областям знаний: Язык и речевая практика; Математика;
Окружающий мир; Искусство; Физическая культура; Технология.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметами:
- Речь и альтернативная коммуникация;
- Математические представления;
- Окружающий мир;
- Домоводство;
- Окружающий социальный мир;
- Музыка и движение;
- Адаптивная физическая культура;
- Труд (технология).
При изучении предмета Профильный труд осуществляется деление обучающихся на
группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
В ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат», обеспечено обучение по четырем
трудовым профилям: «Сельскохозяйственный труд», «Штукатурно-малярное дело»,
«Столярне дело», «Швейное дело». В 10-12-х классах обучающиеся определяют один
трудовой профиль, по которому в дальнейшем проходят Итоговую аттестацию. Право
выбора трудового профиля в 10-м классе принадлежит обучающимся совместно с
родителями или их законными представителями. На основании заявлений родителей
(законных представителей).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих
различные интересы обучающихся.
В нее включены учебные предметы:
1) «Цветоводство и декоративное садоводство» (вариант 1).
Цель: максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и
эмоционально-волевого развития школьников, подготовка их к ручному труду на
цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Задачи учебного предмета:
- ознакомить обучающихся с многообразием однолетних и многолетних цветковых
растений, и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и
декоративном садоводстве;
- обучить приѐмам их выращивания;
- расширить кругозор обучающихся в области комнатного цветоводства и
декоративного садоводства;
- прививать практические навыки по уходу за цветковыми растениями, деревьями,
кустарниками;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, развивать
познавательный интерес детей, повышать экологическую грамотность.
2) «Основы безопасности жизнедеятельности» (вариант 1, вариант 2).
Цель: воспитание «личности безопасного типа», и умение применять полученные
навыки в повседневной жизни и в жизненных ситуациях.
Задачи учебного предмета:
- учить детей предвидеть опасность;
- развивать практическую подготовку к самостоятельной жизни;
- формировать знания и умения, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья;
- повышать уровень общего развития обучающихся, способности к социальной
адаптации в обществе.
3) «Здорово быть здоровым» (вариант 1).
Учебный предмет ведется в 5, 6, 9 классах направлен на формирование у
обучающихся знаний и навыков здорового образа жизни, а также потребности беречь
свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность.
Цель: формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков ведения
здорового образа жизни и принципов здоровьесбережения.
Задачи учебного предмета:
формировать
способность
формулировать
и
формировать
навыки
здоровьесбережения;
- развивать понимание необходимости сохранять свое здоровье как общественную и
индивидуальную ценность;
- воспитывать отрицательное отношение к приему психоактивных веществ, в том
числе наркотиков профилактики вредных привычек;
- закреплять привычки правильного питания, привычки соблюдения режима дня и
личной гигиены;
- пропагандировать ведение активного спортивного образа жизни.
4) «Письмо» (вариант 2)
Цель: формирование коммуникативных компетенций обучающихся как показателя
общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Задачи учебного предмета:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в
соответствии с особенностями и условиями общения;
- формировать знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- учить правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования
небольшого объема;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к предмету, к языку,
стремление совершенствовать свою речь.
5) «Занимательная математика» (вариант 2)
Цель: формирование и развитие интереса к математике.
Задачи учебного предмета:
- развивать основные мыслительные операции: умения анализировать, обобщать,
группировать, систематизировать, давать простейшие объяснения;
- корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках обучающихся с
интеллектуальными нарушениями;
- воспитывать настойчивость, упорство, чувства коллективизма;
- пробуждать потребности у обучающихся к самостоятельной работе.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема
учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из
части внеурочной деятельности, в том числе коррекционные курсы, являются без
отметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СО «Красноуфимская школа- интернат».
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, коррекционных и
внеурочных курсов, представлены в таблице:
Учебные предметы, курсы
Учебные предметы
Класс
10-12
Коррекционные курсы
Внеурочная деятельность
10-12
10-12
Формы промежуточной аттестации
Учет
учебных
достижений
на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале
Учет учебных достижений
Учет учебных достижений
Освоение основных образовательных программ 10-11-х классов завершается итоговой
контрольной работой. Освоение адаптированной основной общеобразовательной
программы 3-го этапа завершается Итоговой аттестацией.
Итоговая аттестация в ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» осуществляется
по завершению реализации АООП в форме двух испытаний:
- первое в форме комплексной проверочной работы, которая предполагает
комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка,
литературного чтения, математики и основ социальной жизни;
- второе в форме экзамена - направлено на оценку знаний и умений по выбранному
профилю труда.
Нормативный срок освоения АООП 3-го этапа (X - XII классы) составляет 3 года.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня после окончания
урочной деятельности. Общий объѐм внеурочной деятельности не превышает 10 часов в
неделю.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся X-XII классов
Предметные
области
Язык и речевая
практика
Математика
Человек и общество
Физическая
культура
Технология
Учебные предметы
(учебные курсы)
1. Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Информатика
Основы социальной жизни
Этика
Обществоведение
Адаптивная физическая культура
Труд (технология):
Сельскохозяйственный труд
Штукатурно- малярное дело
Столярное дело
Швейное дело
Итого
2. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Цветоводство и декоративное садоводство
Основы безопасности жизнедеятельности
Здорово быть здоровым
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Внеурочная деятельность:
Коррекционные курсы, из них:
Количество
часов
X
XI XII
Всего
1
2
1
1
2
1
1
3
1
2
1
1
2
1
1
3
1
2
1
1
2
2
1
3
3
6
3
3
6
4
3
9
15
3
4
4
4
27
3
15
3
4
4
4
27
3
15
3
4
4
4
28
2
45
9
12
12
12
82
8
1
1
1
30
1
1
1
30
1
1
30
3
3
2
90
10
10
6
6
2
2
«Сенсорное развитие»
1
1
«Предметно-практические действия»
1
1
«Двигательное развитие»
2
2
«Альтернативная коммуникация»
4
4
Другие направления внеурочной деятельности
Социальное направление «Разговор о важном»
1
1
Общекультурное направление «Россия – мои горизонты»
1
1
Общеинтеллектуальное «Цифровая гигиена»
1
1
Общеинтеллектуальное «Финансовая грамотность»
1
1
40
40
Всего к финансированию
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года
учебной неделе (34 учебных недели в году).
10
30
6
18
2
6
1
6
1
6
2
6
4
12
1
3
1
3
1
3
1
3
40
120
при 5-дневной
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2)
обучающихся X-XII классов
Предметные
области
Язык и речевая
практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Учебные предметы
(учебные курсы)
2. Обязательная часть
Речь и альтернативная
коммуникация
Математические представления
Окружающий мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный мир
Изобразительная деятельность
Музыка и движение
Адаптивная физическая культура
Физическая
культура
Технология
Труд (технология)
Коррекционно-развивающие занятия
Итого
2. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Письмо
Занимательная математика
Основы безопасности жизнедеятельности
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Внеурочная деятельность:
Коррекционные курсы, из них:
Количество
часов
X
XI XII
Всего
2
2
2
6
2
2
5
3
2
2
2
2
5
3
2
2
1
6
4
1
2
5
4
16
10
5
6
5
2
25
5
5
2
25
5
7
2
25
5
17
6
75
15
2
2
1
30
2
2
1
30
2
2
1
30
6
6
3
90
10
10
8
8
2
2
«Сенсорное развитие»
2
2
«Предметно-практические действия»
2
2
«Двигательное развитие»
2
2
«Альтернативная коммуникация»
2
2
Другие направления внеурочной деятельности
Социальное направление «Разговор о важном»
1
1
Общекультурное направление «Мир профессий»
1
1
40
40
Всего к финансированию
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года
учебной неделе (34 учебных недели в году).
10
30
8
24
2
6
2
6
2
6
2
6
2
6
1
3
1
3
40
120
при 5-дневной