Учебный план на 2018-19 уч.год.pdf

Принято на педагогическом совете:

Утверждаю:
Директор
ГКОУ
СО
«Красноуфимская школа- интернат»
_______________ /Емельянова Л.В./
Приказ № 76 от 30.08.2018г.

Протокол № 1 от 30.08.2018г

Учебный план

Государственного казенного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Красноуфимская школа- интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»

на 2018-2019 уч.год

2018г.
1

2

Учебный план на 2018-2019учебный год
Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования обучающихся (далее
учебный план) Государственного казенного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа- интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(далее ГКОУ СО «Красноуфимская школа- интернат») рассматривается как
важнейший нормативный документ, регламентирующий организацию
образования обучающихся: обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план разработан на основании следующих документов:
-Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской
Федерации" N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов 07.05.2013 ФЗ-99,
23.07.2013 №203-ФЗ);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
-ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ №1599 Минобрнауки России от 19.12.2014 года)
-Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.(
СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от
10 июля 2015г. №26 ;
-.Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации
и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также
детей – инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» от. 23.04.2015года
№ 270-ПП
-Адаптированная основная общеобразовательная программа ГКОУ СО
«Красноуфимская школа- интернат» (приказ № 68 от 26. 05.2016г)
-Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении
учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
3

-Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к
использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;
-Устав ГКОУ «Красноуфимская школа- интернат», (утверждён приказом
Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 31.08.2015г № 417-Д),
14.Локальные акты ГКОУ СО Красноуфимская школа- интернат».
Учебный план ГКОУ СО «Красноуфимская школа- интернат»:
-представляет собой целостный документ, отражающий особенности
адаптированной основной общеобрзовательной программы образовательной
программы ГКОУ СО «Красноуфимская школа- интернат», учебных
программ образования;
-ориентирован на формирование у обучающихся единой картины мира,
нравственных основ личности;
-обеспечивает право обучающихся на получение образования, коррекцию
отклонений в развитии, психолого – педагогическую и медико – социальную
реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья,
добровольность выбора
трудовой подготовки; защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их
психического и физического здоровья; преемственность образовательных
программ между классами;
-отражает приоритеты развития образовательного пространства региона;
-определяет количество часов на учебные дисциплины.
Учебный план соответствует целям ГКОУ СО «Красноуфимская
школа- интернат»:
-осуществление образовательной деятельности по адаптированным
основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего образования – основная цель;
создание комплекса
условий, обеспечивающих коррекцию
отклонений
в развитии,
психолого – педагогическую и медико –
социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию
в общество
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-создание
комплекса
условий,
обеспечивающих
получение
качественного образования.
В 2018-19 учебном году в образовательном учреждении реализуют
адаптированную основную общеобразовательную программу 3-9 классы.
Учебный план обучающихся 3 класса (в соответствии с ФГОС с УО)
включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика,
Математика,
Естествознание,
Человек и общество,
Искусство,
Физическая культура,
Технологии.
4

Основные задачи реализации содержания предметных областей (в
соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение , Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и
письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике
получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков
устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации
содержания: Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека.
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека. Формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.
5

Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование
умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для
решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения
отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности;
воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура. Основные задачи реализации
содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.
Предметная область «Технологии».
Учебные предметы: Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания: Ручной труд. Овладение
элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и
навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к
трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности
выбора доступной профессии.
Трудовое обучение в дает возможность обучающимся овладеть
элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками.
Содержание трудового обучения в IV классе является переходной ступенью
от ручного труда к допрофессиональному.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся,
а
также
индивидуальных
потребностей
каждого
6

обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в 3
классе представлена следующими учебными предметами:
- Занимательный труд;
- Занимательная грамматика;
- Занимательная математика .
Недельный учебный план общего образования обучающихсяс умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
1- 4 классы:
Образовательные области
Классы
1
2
4
3
Обязательная часть
Язык и речевая 1.1.Русский язык 3
3
3
3
практика
1.2.Чтение
3
4
4
4
1.3.Речевая
2
2
2
2
практика
2. Математика
Математика
3
4
4
4
Естествознание
3.1.Мир
2
1
1
1
природы
и
человек
4. Искусство
4.1. Музыка
2
1
1
1
4.2. Рисование
1
1
1
1
5.
Физическая 5.1. Физическая 3
3
3
3
культура
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд 2
1
1
1
20
Итого
21
20
20
Часть, формируемая участниками 3
3
3
образовательных отношений
Занимательная математика
1
Занимательная грамматика
1
Занимательный труд
1
Максимально допустимая недельная 21
23
23
23
нагрузка (при 5-дневной учебной
7

неделе)
Всего:

21

23

23

23

«Коррекционно-развивающая область» представлена Ритмикой,
ЛФК и коррекционными занятиями (развитие психомоторики и сенсорных
процессов, логопедической коррекцией).
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства
ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедическая коррекция. Формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности,
формирование
семантических
полей.
Развитие
и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Развитие психомоторики и сенсорных процессов . Формирование
учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных
процессов.
Гармонизация
психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в
семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе,
формирование и развитие навыков социального поведения.
Недельный план коррекционно-развивающих занятий обучающихсяс
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1
1- 4 классы:
Коррекционно-развивающая
Классы
область:
1
2
3
4
1. Ритмика
1
2. Развитие психомоторики и 2
сенсорных процессов
3. Логопедическая коррекция
2
4. ЛФК
1
Всего:
6
6
6
6
8

Внеурочная деятельность
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
общеобразовательной организации. Образовательная
организация
предоставляют обучающимся возможность выбора занятий, направленных
на их развитие.
Внеурочная деятельность в ГКОУ СО «Красноуфимская школаинтернат» организуется по направлениям: художественно- эстетическое
направление, спортивно- оздоровительное направление , духовнонравственное направление, социально- педагогическое направление (4 часа)..
Основная цель внеурочной деятельности в ГКОУ СО «Красноуфимская
школа- интернат» является создание условий для достижения обучающегося
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с
умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в
свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в
комфортной
развивающей
среде,
стимулирующей
возникновение
личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и
педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для
успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение
обучающимися с умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного
отношения к
базовым ценностям,
приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература,
природа, человечество.
Недельный план внеурочной деятельностио обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
1- 4 классы:
Внеурочная деятельность:
Классы
1
2
3
4
Художественно-эстетическое
1
направление
9

Духовнонравственное
направление
Социальнопедагогическое
направление
Спортивно-оздоровительное
направление
Всего :

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

1

-

4

4

4

4

Образовательная деятельность в 4-9 класса (приказ Минобразования РФ от
10.04.2002 N 29/2065-п) осуществляется в соответствии с уровнем
общеобразовательных программ основного общего образования.
Начальное общее образование – (4 класс) обеспечивает развитие
обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными
навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления,
простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи,
основами личной гигиены и здорового образа жизни.
При обучении по общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в четвертых
классах осуществляется всестороннее психолого- медико – педагогическое
изучение личности обучающегося, выявление его возможностей и
индивидуальных
способностей,
формирование
навыков
учебной
деятельности, самостоятельности, а также проводится работа по общему и
речевому развитию обучающихся, коррекции нарушений моторики,
отклонений в интеллектуальной и эмоционально – волевой сферах,
поведении.
Основное общее образование -5-9 классы –обеспечивает создание
условий для воспитания, развития личности обучающегося, его склонностей,
интересов и способностей к самоопределению.
В пятых- девятых классах обучающиеся получают знаний по
общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность
и соответствующим им психофизическим возможностям, отрабатывают
навыки по различным профилям труда, получают навыки самостоятельной
работы.
Ценностными ориентирами Учебного плана являются:
- предоставления обучающимся общедоступного, бесплатного общего
образования;
-создание благоприятных условий, способствующих формированию
здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому
развитию личности;
-обеспечение социальной защиты, медико-социальной и психолого –
педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в
общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства;
10

-обеспечение охраны здоровья. комплекса условий для коррекции развития
обучающихся, охрана их прав и интересов;
-осуществление
образовательного
процесса
в
соответствии
с
образовательными возможностями обучающихся.
С целью удовлетворения потребностей обучающихся на получения
образования обучение осуществляется в очной форме (в том числе обучение
на дому).
Учебный план предусматривает в качестве обязательного 9-летний срок
обучения.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание
которых доступно для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, соответствует требованиям СанПиН СанПин 2.4.2.3286-15 в части
предельно допустимой нагрузки.
Учебный план состоит из 3-х частей: федерального, регионального,
школьного.
В
федеральную
(инвариантную)
часть
включены
образовательные области и соответствующие им учебные предметы,
наиболее важные для развития и коррекции, познавательной деятельности
обучающихся с ОВЗ В этой части особое внимание уделяется развитию
связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ
математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов.
Инвариантная часть учебного плана представлена следующими предметами:
(4класс)

(5-9классы)

Русский язык
Устная речь
Чтение
Математика
Живой мир
ИЗО
Занимательный труд
Физическая культура
ОБЖ

Русский язык
Чтение
Математика
Мир истории (6 класс)
История (7-9 класс)
Этика (7-9 класс)
Живой мир (5 класс)
Природоведение (6 класс)
География (6-9класс)
Естествознание (7-9класс)
Домоводство (5-9класс)
В региональной части учебного плана наряду с предметами,
отражающими специфику Свердловской области в части истории, искусства,
физического воспитания и др., большой объем часов
заложен на
профильный труд, который по направленности содержания разработан на
основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности
выпускников учреждения; представлен следующими предметами:

11

(4класс)

(5-9классы)

Музыка, пение, танец

Физическая культура (спортивная
подготовка) (5-9класс)
ИЗО (5-6 класс)
Профильный труд (швейное дело,
сельскохозяйственный
труд,
штукатурно-малярное
дело,
столярное дело (5-9 класс)
Музыка, пение, танец (5-6 класс)
Соотношение объема образовательных предметов федеральной части
плана к объему, представленному в региональном, составляет 55%.
В школьном компоненте представлены коррекционные занятия,
обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у
обучающихся: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция.
Специфика
обучающихся с
умственной отсталостью требует
направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно
развитие
коммуникативных
умений,
навыков
содержательного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных,
нравственно - поведенческих и других свойств психики.
В этой части введены предметы игра и игротерапия (4классы),
психологический практикум (с 7 класса по 9класс ), а также факультативы,
содержание которых разработано педагогическим коллективом при участии
психолога, социального педагога, родителей, других специалистов.
Факультативы

5акл
2

Проф.
самоопределение
ОФП
Экономика
в
математике
Танцевальный
1
Цветоводство

5б
2

6б
2

7кл
2

7б
2

8кл
2

9акл 9б
2
2
1

1

1
1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

Моделирование

1
1

Умелые ручки
Очумелые ручки

6акл
2

1

Деловое письмо

1

Содержание обучения строится на основе общих закономерностей
развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря
12

коррекционному обучению и социальному развитию.
Специфические особенности, характерные для обучающихся с
умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план
новых предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия на
личностное развитие обучающихся: устная (разговорная) речь ( 4 кл.), живой
мир ( 4 кл.), природоведение (5 кл.), мир истории (6 кл.), домоводство (5 - 9
кл.), этика (7 - 9 кл.).
Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой
предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно
продолжающихся от начальной школы до 9класса, например:
география (6 - 9 кл.);
живой мир (4 кл.), природоведение (5 кл.), человек и его среда;
естествознание (6 - 9 кл.).
Такой же принцип действует между предметами из области: технологии
и искусство, язык и речь, математика, что позволяет практически
осуществлять системную, комплексную работу по развитию обучающихся с
ОВЗ средствами образования с учетом его возрастной динамики.
В учебном плане заложена большая возможность для реализации
социокультурного
развития
обучающихся,
преодоления
дидактоцентристских подходов в обучении в пользу психологической,
социальной и культурной абилитации разных групп обучающихся с ОВЗ.
Учебный план позволяет широко использовать инновации в виде
авторских программ, разработанных с учетом региональной специфики,
внедрение новых организационных форм обучения в старших классах:
деловые игры, практикумы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки и др.
Начальная школа ( 4 кл.).
Основными задачами начального обучения в 4 кл. являются:
формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения
образовательных областей: язык и речь, математика, живой мир и других - в
соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;
реализация коррекционных мероприятий по физическому и
психическому оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию
специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах
деятельности.
Основная школа (5 - 9 классы) является продолжением начальной
школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и
практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки
самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по
общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными
показаниями
учебных
возможностей
обучающихся
ГКОУ
СО»Красноуфимская школа- интернат».
Федеральный компонент включает образовательные области: язык и
речь,
математику,
обществознание,
естествознание,
технологии
(домоводство).
13

Образовательная область "Язык и речь" представлена в 5 - 9 кл.
предметами русский язык и чтение.
Содержание обучения русскому языку
строится на принципах
коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического
направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где
орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его
устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере
соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности
умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику
построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения
грамматических правил и категорий.
Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других
видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной
(научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть
характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность,
бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре,
истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах
доступных литературных жанров.
Образовательная область "Математика" представлена элементарной
математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. Математика
имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения
жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства,
их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика
вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она
значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими
элементов логического мышления. Математические знания реализуются и
при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории,
географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др.
Образовательная область "Обществознание" включает в себя: мир
истории, историю Отечества, этику, географию.
"Мир истории" - пропедевтический курс в 6 классе, он позволяет
уточнить и обобщить имеющиеся у обучающихся представления о себе,
ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и
общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории.
Введение пропедевтического периода связано с тем, что обучающимся с ОВЗ
трудно осваивать исторические факты, события в их временной
ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний,
формирование предпонятий и понятий об истории, ее источниках, средствах
изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и
духовной среде.
"История Отечества" преемственно продолжает "Мир истории",
формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в
становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших
времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной
14

деятельности при ограниченных возможностях здоровья (анализ,
классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют
выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений,
поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции
России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство,
культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития
средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических
чувств, широкому использованию примеров из истории Свердловской
области,
Красноуфимского
района,
формированию
простейших
обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре
государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных
достижениях общества и др.
"География" - элементарный курс физической географии России и
зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать
доступные представления о физической, социально - экономической
географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ
жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое
место в курсе географии отводится изучению родного края,
природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему
воспитательной работы по гражданскому, нравственно - этическому
воспитанию.
"Этика" - учебный предмет (7 - 9 кл.), направленный на формирование
нравственного самосознания обучающихся среднего
подросткового
возраста, развитие у обучающихся с умственной отсталостью навыков
социального поведения в ближайшем окружении: семье, со сверстниками,
старшими, в трудовой и досуговой деятельности и др. Содержание предмета
имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и анализа
нравственных категорий и понятий - товарищество, совесть, дружба, любовь,
трудолюбие и др. - их проявлений или искажений в человеческих
отношениях обучающиеся учатся дифференцировать приемлемые и
отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет
предполагает широкое использование новых форм организации учебного
процесса: беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, интегрированные уроки
и др.
Образовательная область "Естествознание" реализуется предметами
"Природоведение" (5 кл.) и "Естествознание" с соответствующими
разделами: "Растения", "Животные", "Человек" (6 - 9 кл.).
Естественнонаучное образование обучающихся с ОВЗ строится на
основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего
мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности
психических функций, расширение представлений о многообразии форм
жизни окружающей среды. Так же, как и все другие предметы учебного
плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств
неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки
15

взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Естествознание тесно
примыкает к домоводству и различным профилям трудового обучения, в
частности фермерского дела, отраслей сельского хозяйства: растениеводство,
животноводство, огородничество и др.
Раздел "Человек" позволяет изучить не только строение функции
органов человека, но, прежде всего, вопросы профилактики различных
заболеваний, в том числе профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧинфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной
жизни современного общества.
Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют
представления обучающихся о себе как живом организме, помогают
ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях,
возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной
жизни юноши, девушки после окончания школы.
Образовательная область "Технологии" в части федерального
компонента учебного плана включает "Домоводство" (5 - 9 кл.).
"Домоводство" в большей мере соответствует задачам трудового обучения и
социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 9 кл. формировать
навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах,
практически применять интеллектуальные умения из других учебных
предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а
также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария,
уход за больными и мн. др.
Данный предмет особенно важен для обучающихся, лишенных
родительской опеки, не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в
собственном доме, что переводит "Домоводство" не столько в учебную
область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции
развивающейся личности. Домоводство, как и другие предметы учебного
плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением,
географией, историей.
Трудовое обучение осуществляется с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей и
интересов обучающихся. ГКОУ СО «Красноуфимская школа- интернат»
организуется обучение разным по уровню сложности видам труда.
Трудовое обучение в 5-9 классах представлено по профилям:
сельскохозяйственный труд, штукатурно- малярное дело , швейное дело,
столярное дело. Вводимые профили решают следующие задачи: формируют
общечеловеческие и общетрудовые навыки;
обучают навыкам
самообслуживания и самообеспечения в быту; осуществляют становление
личности обучающегося в процессе выбора; прививают обучающимися
специальные трудовые навыки для продолжения обучения в учреждениях
начального
профессионального
образования
и
дальнейшего
трудоустройства. Поэтому содержательный аспект трудового обучения
предполагает :
16

5класс – общая трудовая подготовка;
6класс - наблюдение за осуществлением детьми выбора профиля
трудового обучения;
7-9класс – предпрофессиональная подготовка по выбранным
профилям.
При проведении занятий по трудовому обучению класс делится на 2
подгруппы. При делении на группы для профессиональной подготовки
учитывается классификация детей по М.С.Повзнер, Мирскому, клиникоэтилогическая характеристика, статус обучающегося, профиль трудового
обучения для девочек и мальчиков.
Традиционно основным направлением трудовой подготовки обучающихся в
ГКОУ
СО
«Красноуфимская
школаинтернат»
является
«Сельскохозяйственный труд». По данному предмету накоплен большой
педагогический опыт. Кроме этого, в МО Красноуфимский округ существует
потребность в работниках сельского хозяйства. Трудовая подготовка
обучающихся по штукатурно – малярному делу обусловлена возможностью
дальнейшего
обучения
в
ГБОУ
СПО
СО
«Красноуфимский
многопрофильный техникум» и получением профессий штукатура, маляра и
связанных с ними каменщик, печника, плиточника – облицовщика и
востребованностью данных специальностей на рынке труда. В связи с этим в
учебном плане увеличены часы по вышеуказанным направлениям трудовой
подготовки обучающихся. Это позволяет выпускникам 9-го класса сделать
выбор предмета, по которому осуществляется итоговая аттестация после
окончания ГКОУ СО «Красноуфимская школа- интернат».
Трудовая практика проводится по окончанию учебного года на базе
ГКОУ СО «Красноуфимская школа- интернат». В 6 классе практика
составляет 6 дней, в 7 классе-10 дней, в8,9 классах -12 дней.
Трудовое обучение имеет немаловажное значение для формирования у
обучающихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены,
культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства,
бытового труда.
Коррекционный характер образовательной деятельности строится с
учетом особенностей здоровья обучающихся, направлен на выявление и
использование потенциальных возможностей обучающегося, развитие его
познавательной деятельности и социальную адаптацию, является
максимально индивидуализированным как в части отбора содержания
образования, так и в части организации образовательного процесса.
Специфической формой организации учебных занятий являются
специальные (коррекционные) индивидуальные и групповые логопедические
занятия (4-6 классы), ЛФК (4 класс) , психологический практикум (7-9кл),
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия комплектуются
с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений, а занятия ЛФК в соответствии с медицинскими показаниями
Таким образом, коррекция общих и индивидуальных недостатков
17

развития обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы ГКОУ СО
«Красноуфимская школа-интернат» как в учебное, так и во внеурочное
время. Наиболее широкие возможности для коррекционной работы во
внеклассное время играют кружки, объединяющие обучающихся по
склонностям и интересам.
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должна соответствовать их
особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные
возможности.
Начало и продолжительность учебного года и каникул
устанавливаются в соответствии с годовым календарным учебным
графиком ГКОУ»Красноуфимская школа- интернат».
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: III-IX
классы – 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом
календарном учебном плане предусмотрены равномерно распределенные
периоды учебного времени и каникул (четверти).
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся
устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной
образовательной
нагрузки
согласно
действующему
СанПиНу2.4.2.3286-15).
Продолжительность учебных занятий в III-IX классах – 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, перемены после 2-го урока – 20минут, после 3 урока-20 минут, на
которых проводятся динамические паузы.
Для занятия по трудовому обучению обучающиеся 5-9 классов
делятся на 2 группы.
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому
обучению и получают документ государственного образца об окончании
ГКОУ СО «Красноуфимская школа- интернат»

18

Учебный план на 2018-2019 учебный год
Учебные предметы||классы
русский язык
устная речь
чтение
математика
мир истории
история Отечества
этика
живой мир
природоведение
география
естествознание
ИЗО
занимательный труд
домоводство
физкультура
ОБЖ
Региональный
ИЗО
музыка, пение,танец
Профильный труд
профильный труд: швейное дело
профильный труд: столярное дело
профильный труд: штукатурномалярное дело
профильный
труд:
сельскохозяйственный труд
физкультура
Количество часов в наделю
ЛФК
ритмика
игра, игротерапия
логопедическая коррекция
психологический практикум
Факультативы
Проф. самоопределение
ОФП
Экономика в математике
Танцевальный
Цветоводство
Моделирование
Умелые ручки
Очумелые ручки
Деловое письмо
Трудовая практика в днях

4
4
1
4
4

2

1
2

5а
4

5б
4

6а
4

6б
4

7а
4

7б
4

8
4

9а
3

9б
3

4
4

4
4

4
4
2

4
4
2

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

2
1

2
1

2
1

2
1

2
1

2
2

2
2

2
2

2
2

2
2

2

2

2

2

2

2

2
2
2

2
2

2

2

6/6
2/0
0/2

1
2
5/5
3/0
0/3

1
2
5/5
3/0
0/3

8/8
4/0
0/4

10/10
4/0
0/4

2/2

1/1

1/1

2/2

6

2/2
2

1/1
2
31

1/1
2

2

2

1

2

2

2

2
1

2

2

2
23 29
1
1
1
3 2
2

2
2

2

2

2/2
2
34

2

2
2

2
2
1

6
2
35

2
2
1
1

11/11

11

2
36

2
2
1

11
2

2
2
1
1

1

1

1

1

1

1

6

6

1
1

1

10

10

1
1

19

12

1
12

12

Организация обучения по основным общеобразовательным
программам на дому является формой получения образования и
организуется по следующим программам: общеобразовательные программы
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),( вариант 1); общеобразовательные программы обучающихся
с умственной отсталостью), (вариант 2) Образование детей на дому
осуществляется в отношении детей, которые по состоянию здоровья
временно или постоянно не могут посещать образовательное учреждение.
Основанием для организации образования на дому является заявление
родителей (законных представителей) и заключение клинико-экспертной
комиссии лечебно-профилактического учреждения (больницы,
поликлиники).
С целью реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения права
каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере
образования необходимо при определении учебной нагрузки детям,
находящимся на индивидуальном обучении на дому руководствоваться
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Нормативно-правовой основой организации индивидуального обучения на
дому является постановление Правительства Свердловской области от 23
апреля 2015 года N 270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и
оформления
отношений
государственной
и
муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов
в
части
организации
обучения
по
основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области».
Учебный план 3 класса
обучающихся на дому
(вариант1)
2018-2019 учебный год
Образовательные области
Учебные предметы
1. Язык и речевая

1.1 .Русский язык

20

3 класс
1

практика

1.2.Чтение

2

1.3.Речевая практика

0,5

2. Математика

2.1.Математика

1,5

3. Естествознание

3.1. Мир
человека

4. Искусство

4.1. Музыка

0,5

4.2. Рисование

0,5

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

1

6. Технологии

6.1. Ручной труд

0,5

Развитие психомоторики

природы

и 0,5

0,5

Логопедическая коррекция

0,5
Итого 9 часов

Основные задачи реализации содержания (вариант 2):
Математические представления
Формирование элементарных математических представлений о форме,
величине, количественных, пространственных и временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту задач.
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом
обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Окружающий природный мир
Основными
задачами
программы
являются:
формирование
представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и
животном мире.
21

Окружающий социальный мир
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает
формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Музыка и движение
Педагогическая работа с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) направлена на его социализацию и
интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе
является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и
умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами.
У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к
подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача
педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку
научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его
отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых
произведений.
Изобразительная деятельность
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной
деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная
координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют
возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности
или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить
выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в
этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что
некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти,
карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки
штампами. Разнообразие используемых техник делает работы детей
выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных
эмоций.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира
является чувственный опыт человека. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. У обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль
развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)наиболее
чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому
22

педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного
воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Предметно-практические действия
Формирование
разнообразных
видов
предметно-практической
деятельности. Освоение простых действий с предметами и материалами;
умение следовать определенному порядку при выполнении предметных
действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности как
необходимой
основой
для
самообслуживания,
коммуникации,
изобразительной, трудовой и бытовой деятельности.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью
человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной
жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
имеются
нарушения
опорно-двигательных
функций,
значительно
ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и
развитию способности к движению и функциональному использованию
двигательных навыков является целью занятий.
Учебный план общего образования (вариант 2)
для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью
на 2018-2019 учебный год
Количе Количест
ство
во часов
часов в в год
неделю
Предметные области Учебные
3кл
предметы
1. Язык и речевая

1.1 Речь и альтернативная

практика
2. Математика

коммуникация
2.1.Математические
представления
3.1.Окружающий
природный мир
4.1 Человек

3. Естествознание
4. Человек и
общество

4.3 Окружающий
социальный мир
23

1

34

0,5

17

1

34

1

34

0,5

17

5.Искусство

6. Физическая
культура

5.1. Музыка и движение

0,5

17

5.2. Изобразительная

1

34

деятельность
6.1. Адаптивная
физкультура

0,5

17

1
1
0,5
0,5
9

34
34
17
17
306

Коррекционные занятия
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
итого

Учебный план обучения на дому в 4-9 классах составлен на основе
базисного учебного плана для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровьях детей (Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002
N 29/2065-п) "Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии»
Учебный план обучения на дому
с умственной отсталостью на 2018-2019 уч.год
Учебные предметы||классы
русский язык
Устная речь
Чтение
Математика
Мир истории
История
Этика
Живой мир
Природоведение
География
Естествознание
ИЗО
Занимательный труд
Домоводство
Физическая культура
Учебные предметы||классы

4кл
1
0,5
1,5
1,5

0,5

5кл
1

6кл
1

7кл
1

8кл
1

9кл
1

1,5
1,5

1
1
0,5

1
1

1
1

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
1
0,5
4кл

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

24

ОБЖ
Региональный
ИЗО
Музыка, пение,танец
Профильный труд

4кл
0,25

0,5

Физкультура(спортивная
подготовка)
Количество часов в наделю
ЛФК
Ритмика
Игра, игротерапия
Логопедическая коррекция
Итого
Психологический
практикум
Факультативы
итого

0,25
0,25
0,25
0,5

9

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

0,5
1,5

0,5
0,5
1,5

2

2

3,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5
9

0,5
0,5
9

0,5
1
11

0,5
9

0,5
9

Учебный план обучения на дому
с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью на 2018-2019ч.год
(4-9 классы)
Учебные предметы
Развитие речи
Чтение
Письмо
Математика
Музыка, пение
Изобразительное искусство
Человек и общество
Мир растений
Мир животных
Человек
Физическая культура
Самообслуживание
Ручной труд
Хозяйственно -бытовой труд
Ремесло

4кл

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

1
1
1
1
0,25
0,5

1
1
1
0,25
0,5

0,75
1
1
0,25
0,5

0,75
0,75
0,75
0,25
0,5

0,75
0,75
0,75
0,25
0,5

1
0,5
0,5
0,25
0,25
0,5

0,25
0,25

0,25
0,25

0,5 0,5
0,25
1
0,5
1,5
25

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
2

0,5
2,5

0,5
2,5

1
4

4кл
Развитие устной речи на
основе изучения предметов и
явлений
окружающей
действительности
Предметно-практическая
деятельность
Музыкально - ритмические
занятия
Социально-бытовая
ориентировка
Занятия
по
выбору
и
факультативные занятия
- логопедические
- Развитие психомоторики и
сенсорных процессов
Общее количество часов

5кл

6кл

0,5

0,5

7кл

8кл

9кл

0,25 0,25
1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25 0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

9

9

9

9

9

11

Для обучающегося на дому в зависимости от состояния здоровья на
одного обучающегося 3-8 классов отводится
до 9 часов в неделю, 9
класса – до 11 часов.
Таким образом, данный учебный план позволяет реализовать цель
деятельности ГКОУ СО «Красноуфимская школа- интернат»– создание
комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии,
психолого –педагогическую и медико – социальную реабилитацию и
интеграцию в общество обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, создание комплекса условий, обеспечивающих получение
качественного образования.

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».