МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
(ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат»)
РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор ГБОУ СО
«Красноуфимская школа-интернат»
_______________/Л.В.Емельянова/
Приказ №109-ОД от 30.08.2024г.
Учебный план
2-го этапа обучения V - IX классы
на 2024-2025 учебный год
Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Красноуфимский район, д. Озерки, 2024г
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» (далее - учебный план)
для обучающихся I-IV классов, реализующих ФАООП УО (вариант 1, 2), Приказ «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) №1026 от
24.11.2022 г. (ред. от 17.07.2024 г.) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план является частью образовательной программы, разработанной в
соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599, с учетом Федерального закона
от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава ГБОУ СО
«Красноуфимская школа- интернат» (утвержден приказом Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020г. № 20-Д ), и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Недельный учебный план представляет 2-й этап обучения: V - IX классы.
Учебный год начинается 02.09.2024г. и заканчивается 30.05.2025.
Продолжительность учебного года в 5-9-х классах – 34 учебных недели с учетом
итоговой аттестации в 9-х классах.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной
неделе.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков и один раз в неделю 7 уроков за
счет урока физической культуры;
- для обучающихся 7-9 классов не более 7 уроков и один раз в неделю 8 уроков за
счет урока физической культуры включая подготовку к ИА.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности
либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем
количестве, чем в остальные дни недели.
В учебном плане выделено:
- в 5 классе – 29 часов в неделю;
- в 6-9-х классах – 30 часов в неделю.
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
пятидневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
В ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» языком обучения является русский
язык.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2-4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40
минут.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается
чередование
периодов
учебного
времени
и
каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
2
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Учебный план ФАООП УО (вариант 1) обеспечивает подготовку обучающихся 5 –
9-х классов по следующим областям знаний: Язык и речевая практика; Математика;
Естествознание; Человек и общество; Искусство; Физическая культура; Технология.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметами:
- Русский язык;
- Чтение (Литературное чтение);
- Речевая практика;
- Математика;
- Информатика;
- Природоведение;
- Биология;
- География;
- Основы социальной жизни;
- Мир истории;
- история Отечества;
- Музыка;
- Рисование (изобразительное искусство);
- Адаптивная физическая культура;
- Труд (технология).
Учебный план ФАООП УО (вариант 2) обеспечивает подготовку обучающихся 5 –
9-х классов по следующим областям знаний: Язык и речевая практика; Математика;
Окружающий мир; Искусство; Физическая культура; Технология.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметами:
- Речь и альтернативная коммуникация;
- Математические представления;
- Окружающий природный мир;
- Человек;
- Домоводство;
- Окружающий социальный мир;
- Музыка и движение;
- Изобразительная деятельность;
- Адаптивная физическая культура;
- Труд (технология).
При изучении предмета Труд (технология) осуществляется деление обучающихся на
группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
В ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат», обеспечено обучение по четырем
трудовым профилям: «Сельскохозяйственный труд», «Штукатурно-малярное дело»,
«Столярне дело», «Швейное дело». В 5-7-х классах обучающиеся каждой группы
проходят обучение по всем 4-м трудовым профилям. В 8-м классе обучающиеся каждой
группы проходят обучение по 3-м трудовым профилям, на трудовой профиль «Столярне
дело» и «Швейное дело» обучающиеся разделены на группы по принципу гендерного
разделения. В 9-м классе обучающиеся определяют один трудовой профиль, по которому
в дальнейшем проходят Итоговую аттестацию. Право выбора трудового профиля в 9-м
классе принадлежит обучающимся совместно с родителями или их законными
представителями. На основании заявлений родителей (законных представителей).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
3
отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих
различные интересы обучающихся.
В нее включены учебные предметы:
1) «Цветоводство и декоративное садоводство».
Цель: максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и
эмоционально-волевого развития школьников, подготовка их к ручному труду на
цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Задачи учебного предмета:
- ознакомить обучающихся с многообразием однолетних и многолетних цветковых
растений, и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и
декоративном садоводстве;
- обучить приёмам их выращивания;
- расширить кругозор обучающихся в области комнатного цветоводства и
декоративного садоводства;
- прививать практические навыки по уходу за цветковыми растениями, деревьями,
кустарниками;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, развивать
познавательный интерес детей, повышать экологическую грамотность.
2) «Оператор профессионально-начальной уборки (клининг)».
Цель: формирование профессиональных навыков и общетрудовых умений
выполнения основных операций по уборке служебных помещений.
Задачи учебного предмета:
- ознакомить обучающихся с рабочей профессией, формировать устойчивый интерес к
определенным видам труда (комплекс работ по уборке помещений);
- побуждать к сознательному выбору профессии и получению первоначальной
профильной трудовой подготовки;
- ознакомить с ролью человека-труженика и его местом на современном рынке труда;
- подготовить обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда
дома, в семье и по месту жительства: поддерживающая уборка, генеральная уборка;
- воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, общественную активность.
3) «Технический труд».
Цель: формирование представлений о составляющих техносферы, о современном
производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачи учебного предмета:
- ознакомить обучающихся с различными видами материалов: древесины и металла, а
также с основами информационных технологий, элементами культуры дома;
- учить изготавливать предметы кухонной утвари и другие предметы обихода для
повседневной жизни;
- осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов;
- формировать профессиональное самоопределение школьников в условиях
современного рынка труда.
4) «Облицовочные и плиточные работы»
Цель: формирование технологической грамотности и технологической культуры на
основе приобретения знаний, умений и опыта деятельности, предусмотренных в
содержании учебного предмета.
Задачи учебного предмета:
- ознакомить обучающихся с плиточными работами, фактурной отделкой поверхности
декоративными составами, художественно-декоративными малярными отделками
поверхностей специальными видами штукатурки, монолитными покрытиями пола;
- изучить новинки строительных материалов, основы цветоведения в отделочных
работах, организацию труда в строительстве;
- корригировать познавательный интерес, техническое мышление обучающихся,
мелкую моторику и двигательные процессы;
4
- воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность,
предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема
учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из
части внеурочной деятельности, в том числе коррекционные курсы, являются без
отметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СО «Красноуфимская школа- интернат».
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, коррекционных и
внеурочных курсов, представлены в таблице:
Учебные предметы, курсы
Учебные предметы
Класс
5-9
Коррекционные курсы
Внеурочная деятельность
5-9
5-9
Формы промежуточной аттестации
Учет
учебных
достижений
на основе
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале
Учет учебных достижений
Учет учебных достижений
Освоение основных образовательных программ 5-8-х классов завершается итоговой
контрольной работой. Освоение адаптированной основной общеобразовательной
программы 2-го этапа завершается Итоговой аттестацией.
Итоговая аттестация в ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» осуществляется
по завершению реализации АООП в форме двух испытаний:
- первое в форме комплексной проверочной работы, которая предполагает
комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка,
чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
- второе в форме экзамена - направлено на оценку знаний и умений по выбранному
профилю труда.
Нормативный срок освоения АООП 2-го этапа (V - IX классы) составляет 5 лет.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня после окончания
урочной деятельности. Общий объём внеурочной деятельности не превышает 10 часов в
неделю.
5
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся V - IX классов.
Предметные
области
Язык и речевая
практика
Математика
Естествознание
Человек и
общество
Искусство
Физическая
культура
Технология
Учебные предметы
(учебные курсы)
Количество часов в неделю
5
6
7а
Обязательная часть
Русский язык
4
4
4
Чтение
4
4
4
(Литературное чтение)
Математика
4
4
3
Информатика
1
Природоведение
2
2
Биология
2
География
2
2
Основы социальной
2
2
2
жизни
Мир истории
2
История Отечества
2
Музыка
1
Рисование
2
(изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая
2
2
2
культура
Труд (технология)
6
6
7
Сельскохозяйственный
труд
Штукатурно- малярное
дело
Столярное дело
Швейное дело
Всего
7б
8а
8б
9а
9б
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
32
32
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
26
6
4
12
14
16
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
12
1
2
2
2
2
2
2
16
7
7
7
7
7
54
1/1 1/1 1/1 1/1 1/1
1/1
7/0
19
1/1 1/1 2/2 2/2 2/2
2/2
0/7
27
2/2 2/2 2/2 2/2 4/0
2/2 2/2 2/2 2/2 0/4
4/0
0/4
7/0
0/7
31
31
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
27
2
29
1
29
1
Цветоводство и декоративное
садоводство
Оператор профессионально-начальной
уборки (клининг)
Технический труд
1/1 1/1 1/1 1/1 1/1
1/1
1/0
13
Облицовочные и плиточные работы
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Количество учебных недель
Всего часов в год
Внеурочная деятельность:
коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
Ритмика
28
2
-
-
1/1 1/1
29 30
29
1
29
1
29
1
29
1
229
-
-
-
-
0/1
1
30
30
30
30
1/0
0/1
30 30
1
5
239
34
34
34
34
34
34
34
34
-
986
1020
1020
1020
1020
1020
1020
1020
8126
10
6
10
6
10
6
10
6
10
6
10
6
10
6
10
6
80
48
1
1
1
1
1
1
1
1
8
6
Движение жизнь (ЛФК).
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
Психологический практикум
Двигательное развитие
Говорим правильно
другие направления внеурочной
деятельности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
8
1
2
4
1
2
4
1
1
1
4
1
1
1
4
2
1
4
2
1
4
2
2
4
2
2
4
12
6
8
32
Разговор о важном
ОБЖ
Цифровая гигиена
Экологический поиск
Профессиональное самоопределение
Декор из гипса
Основы самопознания
Театр – территория равных
Ландшафтный дизайн
Спортивный клуб
Финансовая грамотность
1
1
1
1
39
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
1
1
1
1
40
8
8
2
2
2
2
2
1
2
2
1
319
Всего часов
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2)
обучающихся V - IX классов.
Предметные
области
Учебные предметы
(учебные курсы)
Количество часов в неделю
5
6
7а
Обязательная часть
Речь и альтернативная
3
3
3
коммуникация
Математические
2
2
2
представления
Окружающий
Окружающий природный
2
2
2
мир
мир
Человек
2
1
1
Домоводство
3
5
5
Окружающий социальный
2
2
2
мир
Искусство
Музыка и движение
3
2
2
Изобразительная
3
3
3
деятельность
Физическая
Адаптивная физическая
3
2
2
культура
культура
Технология
Труд (технология) –
2
2
сельскохозяйственный
труд
Итого
23 24 24
Часть, формируемая участниками
6
6
6
Язык и речевая
практика
Математика
7
Всего
7б
8а
8б
9а
9б
3
3
3
3
3
24
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
16
1
5
2
1
5
3
1
5
3
5
3
5
3
7
38
20
2
3
2
-
2
-
2
-
2
-
17
12
2
2
2
2
2
17
2
4
4
5
5
24
24
6
24
6
24
6
24
6
24
6
191
48
образовательных отношений:
Письмо
Занимательная математика
История в играх
Цветоводство и декоративное садоводство
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Количество учебных недель
Всего часов в год
Внеурочная деятельность:
Коррекционные курсы, в том числе:
«Сенсорное развитие»
«Предметно-практические действия»
«Двигательное развитие»
«Альтернативная коммуникация»
Другие направления внеурочной
деятельности
Разговор о важном
ОБЖ
Всего часов
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
16
10
12
10
29
30
30
30
30
30
30
30
239
34
34
34
34
34
34
34
34
-
986
1020
1020
1020
1020
1020
1020
1020
8126
10
8
2
2
2
2
2
10
8
2
2
2
2
2
10
8
2
2
2
2
2
10
8
2
2
2
2
2
10
8
2
2
2
2
2
10
8
2
2
2
2
2
10
8
2
2
2
2
2
10
8
2
2
2
2
2
80
64
16
16
16
16
16
1
1
39
1
1
40
1
1
40
1
1
40
1
1
40
1
1
40
1
1
40
1
1
40
8
8
319
8