речевая практика 1-4 кл

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Красноуфимская школа-интернат», реализующая
адаптированные общеобразовательные программы

Рассмотрено
Педагогический совет
Протокол №1
«30» августа 2024 г.

Утверждено
Директор
__________________/Емельянова Л.В/
Приказ №109/ОД от 30 августа 2024 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся

1-4 классов

Учителя начальных классов:
Белослудцева Н.П., кв. к.: высшая
Семёнова Нина Викторовна.,кв.к.: первая
Кузнецова Дарья Сергеевна., кв. к.: первая

д.Озерки, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на
основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО
(вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
В соответствии с частью 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541), пунктом 1 и
подпунктом 4.2.6(2) пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32,
ст. 5343; 2022, N 46, ст. 8024),
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»№273-ФЗ (в ред.Федеральных законов от 07.05.2013 г №99-ФЗ, от
23.07.2013 г №203-ФЗ);
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),утверждённый приказом
Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г;
-Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО
«Красноуфимская школа-интернат», Приказ №58/ОД от 01.09.2023г;
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
для 0-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой; М. :Просвещение ,2011г.;
-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
подготовительный, 1 -4 классы, под ред.В.В. Воронковой; 8-е издание.-М.:
«Просвещение», 2013г;
-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 22.03. 2021 г.№115;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях на учебный год;

2

-Устав государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской
области «Красноуфимская школа-интернат», реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы, утверждённый приказом Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 10.01.2020 г.№20-Д.
-Программа воспитания на 2021-2025 уч.год ГБОУ СО «Красноуфимская школаинтернат» Приказ № 80 /ОД от 30.05.2023 г.
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а
Адаптированная

также

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.

основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного
предмета
«Речевая практика».
Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие речевой
коммуникации
обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для
осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи учебного предмета "Речевая практика":
1. способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
2. корригировать и
обучающихся;

обогащать

языковую

базу устных

высказываний

3. формировать выразительную сторону речи;
4. учить строить устные связные высказывания;
5. воспитывать культуру речевого общения.

Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области – «Язык
и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 1

3

классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю),
во 2,3,4 классах-34 учебные недели и составляет 68 часов(2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Речевая практика» в 1 классе
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.

4

Уровни достижения предметных результатов по учебному
предмету «Речевая практика» в 1 классе
Минимальный уровень:

− выполнять элементарные задания по
словесной инструкции учителя;

Достаточный уровень:

− выполнять задания по словесной
инструкции;

− называть предметы и соотносить их с
− называть предметы и действия,
соответствующими картинками;
соотносить их с соответствующими
−
употреблять вежливые слова при картинками;
− слушать сказку или рассказ, уметь
обращении к другим людям;
отвечать на вопросы с опорой на
− правильно здороваться при встрече и иллюстративный материал;
прощаться при расставании;
−
внятно
выражать
просьбы,
− знать свое имя и фамилию, имя и
употреблять «вежливые» слова;
отчество
учителя,
воспитателя,
имена
− соблюдать правила речевого этикета
ближайших родственников и товарищей по
при встрече и прощании;
классу;
− слушать небольшую сказку или рассказ,
− объяснять, как можно доехать или
соотносить картинки с их содержанием.
дойти до школы;
− сообщать своё имя и фамилию,
имена и отчества учителей, воспитателей,
имена ближайших родственников, адрес
дома;
− составлять небольшие рассказы.

Реализация модуля «Школьный урок» на уроках «Речевая практика»
Развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
ориентация на развитие целостного, социально
ориентированного взгляда
на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур,
религий; развитие этических
чувств (доброжелательность,
сочувствие,
сопереживание, отзывчивость,
совесть
и
др.); понимание чувств
одноклассников,
собеседников;
сочувствовать
другим людям,
сопереживать (в радости, горе и др.). Понимание собственных
поступков
и
поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и
этические нормы;развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через
выразительные возможности
языка, анализ пейзажных зарисовок
и
репродукций картин и др.;ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем,
взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и
вне урока.

5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение речевой практике в 1 классе неразрывно связано с развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также, с воспитанием
любознательности, культуры поведения в обществе.
Содержание программы включает четыре раздела:
− Аудирование и понимание речи.
− Дикция и выразительность речи.
− Общение и его значение в жизни.
− Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения, примерные
темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи», «Дикция и
выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает
целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать
речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными средствами общения.
Центральным в программе является раздел «Организация речевого общения». В нём
определены речевые ситуации, которые встречались или могли встретиться в реальной
жизни детей. В этих ситуациях школьники должны вести себя (вербально и
невербально) в традициях данного общества. Иными словами, в процессе реализации
программных тем предполагается научить детей понимать речевую ситуацию,
правильно вести себя в ней, точно использовать языковые средства для поддержания
общения.
В 1 классе дети учатся понимать и чётко выполнять речевые инструкции
учителя, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг
к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также участвовать в минидиалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме того, на уроках
необходимо создавать условия для развития интонационной выразительности речи
обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, а также
формировать простейшие умения в части построения связного монологического
высказывания.
Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов: содержанием
изучаемого материала, возрастом и уровнем развития обучающихся, а также уровнем
готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения
оказывает влияние коррекционная направленность обучения, а также решение задач
социальной адаптации. На уроках речевой практики широкое применение находят
такие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в
произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание
иллюстрации, составление предложений, ролевые игры, дидактические игры, а также
методы и приемы интерактивного обучения с применением аудио- и видеоматериалов,
ИКТ. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально
настроен, то эффективность уроков заметно возрастает.
Обучение речевой практике носит коррекционную и практическую
направленность и тесно связано с другими предметами.
Содержание разделов
№п /п

Тема раздела

Кол-во

6

1

часов
13 ч

Аудирование
. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и
составных устных инструкций педагогического работника,
словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и
выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.
Соотнесение речи и изображения
соответствующей слову, предложению).

(выбор

картинки,

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти
отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в
изложении педагогического работника и с аудионосителей. Ответы
на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

2

Дикция и выразительность речи

18ч

Развитие
артикуляционной
моторики.
Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование
мимики и жестов в общении.
3

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

22 ч

Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение
внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения.
Грубые
и
негрубые
обращения.
Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к
продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных
обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в
речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите,
пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

7

4

13ч

Культура общения
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай
познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы:
"Это...", "Познакомься пожалуйста, это...". Ответные реплики на
приглашение
познакомиться:
"Очень
приятно!",
"Рад
познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания".
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:
замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер",
"Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы:
"Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные)
формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий
образовательной организации). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и
прощания: "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего
хорошего". Просьбы при прощании: "Приходи(те) еще",
"Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила
поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...",
"Поздравляю с праздником..." и их развертывание с помощью
обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и
старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.
Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...".
Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Итого

66 ч

Календарно-тематическое планирование
№п/п Дата
Тема раздела, урока
проведения
Давайте познакомимся – 4 часа
1
Давайте познакомимся
2
Где мы учимся Школа

Кол-во
часов
1 нед

8

3
Урок музыки .Урок физкультуры
4
Школа .Кто нас лечит и кормит
Знакомство во дворе - 3 часа
5
Экскурсия по школьному двору с моделированием
речевой ситуации «Знакомство во дворе».
6
Знакомство во дворе
7
Двор. Диалоги детей.
Дорога домой – 4 часа
8
Дорога домой .Какие бывают дома
9
Дорога домой. Читаем сказку «Гуси-лебеди»
10
«Дорога домой». Правила безопасного поведения на
улице.
Моделирование речевой ситуации «Если потерялся»
11
«Дорога домой». Согласование слов в речевой ситуации
«Приглашаю тебя в гости».
«Теремок» - 6 часов
12
Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок») Слушаем
в сказку
«Теремок» Установление последовательности событий.
13
«Теремок». Актуализация содержания сказки по
вопросам учителя.
14
«Теремок». Составление предложений по картинкам
15
«Теремок» .Тренировочные упражнения в изображении
героев сказки.
16
«Теремок» Рассказывание сказки с опорой на
предметныекартинки.
17
«Теремок». Проигрывание эпизодов сказки
Я за порогом дома-8 ч
«Знакомство в гостях»-5 ч
18

19

20

«Знакомство в гостях». Правила этикета при
знакомстве совзрослыми в
гостях.
«Знакомство в гостях». Проигрывание диалогов
знакомства с сюжетных
игровых персонажей..
«Знакомство в гостях». Ролевая игра с использованием
сюжетных картинок.

Коллективное составление рассказа «Как мы
гостей встречали»
22
«Как я ходил(а) в гости». Составление коротких рассказов
из личного опыта по теме ситуации с опорой на
символический план.
Покупка школьных принадлежностей -3 ч
23
«Школьные принадлежности» Составление
словосочетаний по вопросам учителя.
24
«Правила поведения в магазине».
Конструирование диалогов между продавцом и
21

2 не

3 нед

4 нед
5 нед

6 нед

7 нед
8 нед

9 нед

10 нед

11 нед

12 нед

9

25

покупателем.
Построение диалога с моделированием речевой ситуации.
Ролевая игра «Покупка школьных принадлежностей»

13 нед

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
освоения рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в 1
классе
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом
не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным
результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности,
одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и
непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Требования к оцениванию: Безотметочное оценивание.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на
основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня
формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение
результатов
оценочной
деятельности,
демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70 %;
− «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %
Безоценочное оценивание.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Речевая практика» во 2 классе
Личностные результаты:

10

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Речевая практика» во 2 классе
Минимальный уровень:
1. формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
2. участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

11

3. восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического
работника по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
4. выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения педагогического работника;
5. участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
6. ответы на вопросы педагогического работника по содержанию
прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
1. понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений, ответы на вопросы;
2. понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
3. выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
педагогического работника и анализ речевой ситуации;
4. активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
5. высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
6. участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
7. составление рассказов
символический план.

с

опорой

на

картинный

или

картинно-

Содержание учебного предмета 64 часа
Аудирование и понимание речи 22 ч
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов
(2 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию ( с опорой на наглядные
средства). Выполнение действий с предлогами.Выполнение движений или заданий по
словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о
действии.
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений,
содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные
предметы.
Дикция и выразительность речи 23 ч
Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы
активизации органов речи).
Дыхательные упражнения. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских
песен. Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь. Индивидуальные и
хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых
12

ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального
темпа речи.
Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией,
являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса:
приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.
Общение и его значение в жизни 19 ч
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома»,
«Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр,
юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у
бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика
признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.
Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на
заданную синтаксическую конструкцию.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней.
Использование новых слов и предложений к ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Содержание разделов
№

Название раздела

1

Аудирование и
понимание речи.

2

Дикция и
выразительность
речи.

Всего
часов
22 ч

23ч.

Виды учебной деятельности
Четко и выразительно произносить чистоговорки и
четверостишия.
Называть предметы и действия с ними по теме.
Обогащать и активизировать словарный запас.
Составлять предложения по определенной теме.
Выполнять задания по словесной инструкции
учителя. Использовать громкую, тихую, шепотную
речь по указанию учителя и в зависимости от
ситуации. Использовать разный темп речи по
указанию учителя и в зависимости от ситуации.
Четко и выразительно произносить стихи,
чистоговорки и четверостишия, используя
различный темп голоса.

13

3

Общение и его
значение в жизни.

19ч

Участвовать в инсценировке, внимательно слушать
собеседника. Использовать громкую, тихую,
шепотную речь. Слушать учителя, отвечать на
вопросы. Давать характеристику предметам и
различным действиям с ними. Составлять
предложения по определенной теме. Использовать
новые слова, предложения и атрибуты игры.
Участвовать в ролевой игре, внимательно слушать
собеседника. Задавать вопросы и отвечать.

Всего
64ч
Календарно – тематическое планирование
№

Тема урока

Кол – во
часов

1

Понятие «громкая», «спокойная», «шепотная» речь. Голос. Сила
голоса.
Хоровые упражнения в использовании по заданию учителя. Голос.
Сила голоса.
Индивидуальные упражнения в использовании голоса. Голос. Сила
голоса.
Индивидуальные упражнения в использовании голоса. Голос. Сила
голоса.
Инсценировка фрагментов сказки «Кошкин дом». Голос. Сила
голоса.
Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Речевая ситуация «Добро пожаловать!»
Активизация, уточнение и обогащение словаря.
Речевая ситуация «Добро пожаловать!»
Составление, конструирование предложений.
Речевая ситуация «Добро пожаловать!»
Ролевая игра. Речевая ситуация «Добро пожаловать!»

1

Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация
«Истории о лете»
Активизация, уточнение и обогащение словаря. Речевая ситуация
«Истории о лете»
Составление, конструирование предложений. Речевая ситуация
«Истории о лете»
Ролевая игра. Речевая ситуация «Истории о лете».
Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Речевая ситуация
«Истории о лете»
Активизация, обогащение и уточнение словаря.
Речевая ситуация «Расскажи мне о школе!»
Речевая ситуация «Расскажи мне о школе!»

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

14

17

Ролевая игра. Речевая ситуация «Расскажи мне о школе!»

1

18

Понятие «быстрая», «медленная» речь.
Различение на слух быстрой и медленной речи.
Хоровые упражнения в быстром и медленном проговаривании слов,
предложений.
Хоровые упражнения в быстром и медленном проговаривании слов,
предложений.
Индивидуальные упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Индивидуальные упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Упражнения в произношении стихов, скороговорок, чистоговорок в
различном темпе.
Стихотворение «Телефон».

1

Упражнения в произношении стихов, скороговорок, чистоговорок в
различном темпе.
Стихотворение «Телефон».
Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации. Речевая ситуация «С днем рождения!».

1

Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. Речевая
ситуация «С днем рождения!».
Составление предложений с опорой на заданную речевую
конструкцию. Речевая ситуация «С днем рождения!».

1

28

Ролевая игра. Речевая ситуация «С днем рождения!».

1

29

Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.
Речевая ситуация «Дежурство».
Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. Речевая
ситуация «Дежурство».
Ролевая игра. Речевая ситуация «Дежурство».
Понятие «тон речи».
Хоровые упражнения в передаче чувств с помощью разного тона
речи.
Индивидуальные упражнения в передаче чувств с помощью разного
тона речи.
Инсценировка сказки С. Михалкова «Три поросенка».

1

36

Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации. Речевая ситуация «У меня есть щенок».

1

37

Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. Речевая
ситуация «У меня есть щенок».

1

19
20
21
22
23

24

25

26
27

30
31
32
33
34
35

1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

15

38

Составление, конструирование разных по содержанию предложений
с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Речевая
ситуация «У меня есть щенок».

1

39

Ролевая игра по теме Речевая ситуация «У меня есть щенок».

1

40

Тема рассказа, ее обсуждение. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации. Речевая ситуация «Я записался в кружок».

1

41

Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. Речевая
ситуация «Я записался в кружок».

1

42

Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую
конструкцию. Речевая ситуация «Я записался в кружок».

1

43

Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» (рассказ В. Осеевой).

1

44

Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой
ситуации. Речевая ситуация
«Алло! Алло!»
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.

1

Составление предложений на заданную тему.
Ролевая игра по теме: «Разговор по телефону».
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой
ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.

1
1
1

Составление предложений на заданную тему.
Ролевая игра по теме: «Я хотел бы попросить» (Б. Заходер
«Муравей»).
Понятия: «мимика, жесты, выражение лица».
Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ.
Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ.
Индивидуальные упражнения.
Индивидуальные упражнения.
Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

1
1

58

Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой
ситуации. Речевая ситуация «Навещу заболевшего друга».

1

59

Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. Речевая
ситуация «Навещу заболевшего друга».

1

60

Конструирование предложений на заданную синтаксическую
конструкцию. Речевая ситуация «Навещу заболевшего друга».

1

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

1

1

1
1
1
1
1
1

16

61

Ролевая игра. Речевая ситуация «Навещу заболевшего друга».

1

62

Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой
ситуации. Речевая ситуация «Навещу заболевшего друга».

1

63 64

Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. Речевая
ситуация «Навещу заболевшего друга»

1

Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 3-х классов базируется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной
системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» -удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и
обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в
жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на
правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в
основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно
и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится

Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе

17

Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе
Минимальный уровень:
7. формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;

18

8. участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
9. восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического
работника по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
10. выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения педагогического работника;
11. участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
12. ответы на вопросы педагогического работника по содержанию
прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
8. понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений, ответы на вопросы;
9. понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
10. выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
педагогического работника и анализ речевой ситуации;
11. активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
12. высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
13. участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
14. составление рассказов
символический план.

с

опорой

на

картинный

или

картинно-

Реализация модуля «Школьный урок»
Уроки литературного чтения являются
источником
нравственного
воспитания.
Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература
способствует
формированию нравственного
сознания, представлений о
добре и
зле,
о месте и назначении человека в окружающем мире,
развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и
выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
19

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического
работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
2. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
3. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
4. Организация речевого общения:
Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение внимания. "Ты" и
"Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные
обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных
обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с
незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся", "Меня
зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...", "Познакомься пожалуйста, это...".
Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад
познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы:
"Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока".
Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий
образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как
живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании: "Приходи(те) еще",

20

"Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю
праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

с

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю Вам...",
"Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу
подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо
ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите, пожалуйста...",
"Попросите пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я
слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста,"...",
"Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...", "Можноя...".
Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение
просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно",
"Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)", "Спасибо, и
тебя (Вас) поздравляю".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без
него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не
хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:

21

"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в
том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных
форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте
познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях".
Содержание разделов
№
Количество
п/п

часов

Название раздела, темы

1

Аудирование

6

2

Дикция и выразительность речи

24

3
4

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Культура общения

30
8

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1.
2.

3.
4.

Тема урока
Я за порогом дома

Дата

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Подготовка речевой
ситуации «Добро пожаловать».
Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Организация
высказываний на тему «Учимся общаться. Добро
пожаловать».
Подготовка речевой ситуации «Правила хорошего тона».
Составление рассказа на тему: «Разговор не получился».
Я в мире природы

5.
6.

Подготовка речевой ситуации «Вот и лето пролетело».
Составление рассказа на тему «Весёлые каникулы».
Я и мои товарищи

7.
8.
9.

Подготовка речевой ситуации «Правила игры».
Речевая ситуация «Правила общения во время игр».
Речевая ситуация «Правила общения во время игр».
22

10.

Организация речевых высказываний на тему «Мы
собрались поиграть».
Я за порогом дома

11.

Подготовка речевой ситуации «Расскажи мне о школе».
Экскурсия.
Подготовка речевой ситуации «Правила поведения в
библиотеке». Экскурсия.
Составление рассказа на тему «В библиотеке».
Организация высказывания на тему «Читаю и
рассказываю сказку».
Подготовка речевой ситуации «На приёме у врача».
Экскурсия.
Организация высказываний на тему «Мой товарищ
заболел».
Составление рассказа на тему «На приёме у врача».
Я и мои товарищи

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».
Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»
Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»
Знакомство со сказкой «Маша и медведь».
Рассказывание сказки «Маша и медведь».
Инсценировка сказки «Маша и медведь».
Знакомство со сказкой «Три медведя».
Рассказывание сказки «Три медведя».
Инсценировка сказки «Три медведя».
Я за порогом дома

27.

Подготовка речевой ситуации «Отправляюсь в магазин».
Экскурсия.
Подготовка речевой ситуации «За покупками в магазин».
Организация высказываний на тему «За покупками в
магазин».
Составление рассказа «Мои покупки».
Я и мои товарищи

28.
29.
30.

32.
33.

Подготовка речевой ситуации на тему «Готовим
новогодний праздник».
Речевая ситуация «Новогодние чудеса».
Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Речевая ситуация
«Новогодние поздравления».
Я дома

34.

Подготовка речевой ситуации «Телефонный разговор».

31.

35.

Подготовка речевой ситуации «Правила общения по телефону».

23

36.
37.

Речевая ситуация «Я тебе позвоню».
Речевая ситуация «Я звоню в экстренные службы».
Я за порогом дома

38.
39.
40.
41.
42.
43.

Подготовка речевой ситуации «Я - зритель».
Подготовка речевой ситуации «Правила вежливого зрителя».
Организация высказываний на тему «Я - зритель».
Составление рассказа на тему «Я - зритель».
Подготовка речевой ситуации на тему «Какая сегодня погода?»
Подготовка речевой ситуации «Занятия детей в разное время
года».
Организация высказываний на тему «Какая сегодня погода?»
Составление рассказа на тему «Мы идем гулять».
Я дома

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51

Подготовка речевой ситуации «Праздники в нашей жизни».
Подготовка речевой ситуации «Весенние поздравления».
Подготовка речевой ситуации «Поздравляем с праздником».
Организация высказываний на тему «Поздравляем с
праздником».
Подготовка речевой ситуации «Готовим подарок к празднику 8
Марта».
Речевая ситуация «Готовим подарок к празднику 8 Марта».
Я и мои товарищи

52.
53.
54.
55.

Знакомство со сказкой «Снегурочка».
Рассказывание сказки «Снегурочка».
Инсценировка сказки «Снегурочка».
Обобщающий урок по изученным темам.
Я дома

56.
57.
58.
59.
60.

Подготовка речевой ситуации на тему «С Днем рождения»
Подготовка речевой ситуации на тему «Что тебе подарить».
Речевая ситуация «День рождения!»
Подготовка речевой ситуации «Мой дом и моя семья».
Организация высказываний на тему «Мой дом и моя семья».
Я и мои товарищи

61.
62.

Подготовка речевой ситуации «Поздравляем с Днем Победы!»
Организация высказываний на тему «Поздравляем с Днем
Победы!»
Я в мире природы

63.
64.
65.
66.
67.

Подготовка речевой ситуации «Учимся понимать животных».
Организация высказываний на тему «Правила друзей природы».
Организация высказываний на тему «Забавные питомцы».
Составление рассказа о домашнем животном «Мой друг».
Конкурс «Как питомец делает нашу жизнь лучше».
24

68.

Инструктаж по безопасности в летний период. Повторение
пройденного.
Критерии оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 3-х классов базируется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной
системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» -удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и
обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в
жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на
правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в
основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно
и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Речевая практика» в 4 классе
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о

25

насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Планируемые предметные результаты по учебному
предмету «Речевая практика» в 4 классе
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти
до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с
речевыми возможностями);
26

− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу
учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи,
уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание
детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию
услышанного;
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых
ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить
прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам
речевых ситуаций;
−

уметь

воспроизводить

составленные

рассказы

с

опорой

на

картинно

символический план.
Реализация модуля «Школьный урок»
Обладая
огромной
силой психологического воздействия,
художественная литература
способствует формированию
нравственного
сознания, представлений о
добре и
зле, о месте и назначении
человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к
свершениям
народа.
Содержание учебного предмета «Речевая практика»

27

Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование
диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией,
проигрывание
диалогов,
рассматривание иллюстрации,
анализ
плана,
составление предложений,
слушание
аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание учебного предмета.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных
устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту,
пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной
моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка,

28

мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в
поздравительной открытке.
Знакомство,
представление,
приветствие.
Формулы
«Давай
познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия
и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть
в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово»,
«бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе
…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как
хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

29

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне
…», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка
при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления,
подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в
школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за
помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах
(кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для
отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы
речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе»,
«Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

30

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации.
Составление
устного
текста (диалогического
или несложного
монологического) по теме ситуации.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

Количество часов

п/п
1

Аудирование

10

2

Дикция и выразительность речи

22

3

Подготовка речевой
высказывания

4

Культура общения

ситуации и

организация

28

8
Итого:

68

Календарно-тематическое планирование.
№ п/п

Тема урока.

1-2

Добро пожаловать!

Кол-во
часов
2

Дата
проведения
1 нед

3-4
5-6

«Прошлым летом»
Расскажи мне о своих летних каникулах

2
2

2 нед
3 нед

7-8
9-10
11-12
13-14

Книга – лучший собеседник
Я выбираю книгу
Моя любимая книга
В библиотеке (урок экскурсия)

2
2
2
2

4 нед
5 нед
6 нед
7 нед

15-16

Игра «Молчок»

2

8 нед

17-18
19-20

Твой старший друг. Почему с ним интересно?
Задушевный разговор

2
2

9 нед
10 нед

21-22

Вместе в беде и в радости

2

11 нед

23-24

Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой
гребешок»

2

12 нед

25-26

Инсценировка сказки «Петушок - Золотой гребешок

2

13 нед

27-28

Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»

2

14 нед

31

29-30
31

Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»
Знакомство со сказкой «Бременские музыканты»
(Сцены из сказок)

2
1

15 нед
16 нед

32

1

16 нед

33-34

Знакомство со сказкой «Бременские музыканты»
(Сцены из сказок)
Инсценировка сказки « Бременские музыканты»

2

17 нед

35-36
37-38

Мы сказочники
Составляем сказку

2
2

18 нед
19 нед

39-40
41-42

Я пишу свою сказку. Презентация собственной сказки
Мое любимое стихотворение

2
2

20 нед
21 нед

43-44

Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение

2

22 нед

45-46

Мой помощник телефон

2

23 нед

47-48

Я у телевизора

2

24 нед

49

Полезные и вредные телепередачи

1

25 нед

50-51
52

Составь свою телевизионную программу
Знаки-помощники

2
1

25-26нед
26 нед

53

Знаки-помощники

1

27 нед

54-55

Правила дорожного движения достойны уважения

2

27-28 нед

56-57

Веселый праздник

2

28-29 нед

58-59

Приглашение

2

29-30 нед

60-61

Поздравляю!

2

30-31 нед

62-63

Поздравление ветеранам

2

31 нед

64-65

Мы друзья или враги природы?

2

32 нед

66-67

В гостях у леса

2

33 нед

68

Итоговое занятие. Повторение

1

34 нед

Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
индивидуального

и

нарушениями)

4-х

дифференцированного

классов

базируется

подходов

и

на

принципах

осуществляется

по

трехбалльной системе:

32

«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и
обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в
жизни.

Допускает

незначительные

неточности

(оговорки),

не

влияющие

на

правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в
основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно
и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием

учебного

материала.

Оценка

«2»

-

не

ставится.

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».